
Почему в России не продают новые машины 2025 года и кому на самом деле помогают субсидии АвтоВАЗа
Российский автомобильный рынок 2025 года столкнулся с неожиданным парадоксом — несмотря на то что новый год уже в разгаре, свежих автомобилей в продаже практически нет. Склады АвтоВАЗа продолжают оставаться заполненными моделями прошлых лет, и по последним данным "Автостата" более половины проданных Lada в апреле оказались выпущены именно в 2025 году. Эта ситуация кажется странной, учитывая, что конкуренты смогли избавиться от запасов более оперативно, часто продавая старые автомобили со скидками.
Среди других популярных марок уровень продаж новых автомобилей чуть выше — у Solaris это 55,2%, у Chery — 56,8%, у УАЗа — 62,8%. Однако есть и исключения, особенно среди китайских брендов, где практически весь модельный ряд — это прошлогодние автомобили. Например, все проданные в апреле 2025 года XCITE и KNEWSTAR — это модели 2024 года выпуска. Аналогично обстоят дела с OMODA, GAC и EXEED, где доля новых авто не превышает 3%. Важно учитывать, что китайские импортеры активно заполняли свои склады ещё до резкого повышения утильсбора в конце 2024 года, что частично объясняет такую ситуацию с наличием старых моделей.
Резкое повышение утильсбора стало для многих автопроизводителей настоящим ударом. Министр промышленности Антон Алиханов недавно сообщил, что из-за сокращения импорта автомобилей бюджет в 2025 году потеряет около 200 миллиардов рублей. Парадокс в том, что глава АвтоВАЗа Максим Соколов активно лоббировал именно это повышение утильсбора — до 667 400 рублей на самые востребованные модели. Теперь же руководство АвтоВАЗа пытается договориться с правительством о получении прямых субсидий для компенсации расходов, связанных с оформлением скидок по льготным программам. Это вызывает вопросы: зачем предприятие, инициировавшее жесткие меры, теперь требует финансовой поддержки?
АвтоВАЗ действительно получает субсидии на оплату утильсбора, так как официально его автомобили имеют высокий уровень локализации. По словам Максима Соколова, в январе 2024 года уровень локализации Lada Vesta превышал 95%, а "Гранты" и "Нивы" — свыше 99%. По его мнению, это делает АвтоВАЗ флагманом отечественного автопрома и лидером по уровню локализации.
Однако данные аналитиков НАМИ, озвученные на форуме IMAF в мае 2025 года, показывают совершенно другую картину: реальный уровень локализации "Гранты" составляет всего 45,7%. Эту цифру подтверждает инсайдер — бывший инженер АвтоВАЗа, который рассказал, что завод закупает огромное количество комплектующих из Китая, включая электронику, шайбочки и болтики. По его словам, многие запчасти официально проходят как отечественные через фирмы-прокладки, что позволяет заводу получить высокие баллы по локализации, хотя фактически это иностранные детали.
Такая практика противоречит законам РФ, согласно которым для полного возврата утильсбора уровень локализации должен быть не менее 60%. Подобная несостыковка вызывает недовольство у покупателей, которые чувствуют себя обманутыми, ведь они платят деньги за автомобили с высоким статусом "отечественного производства", который оказывается фикцией. Эта ситуация уже вызвала бурную реакцию среди читателей и участников автомобильного рынка.
В итоге российский рынок столкнулся с неприятным расколом: формально поддержка и субсидии АвтоВАЗа выглядят как забота о национальном производителе, но на деле это может быть скрытая финансовая помощь компании, которая вряд ли полностью заслуживает такого внимания. Тем временем покупатели остаются в подвешенном состоянии — новые модели появляются на рынке медленно, старые остаются на складах, а требования к локализации вызывают всё больше вопросов.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru