Chery Tiggo 9
Chery Tiggo 9
Елена Журавкова Опубликована сегодня в 8:40

Импорт под ударом: новые сборы сделают китайские автомобили роскошью

Прогноз: на внутреннем рынке начнётся дефицит относительно недорогих иномарок

Когда машина за границей стоит дешевле, чем её оформление в России, это уже не экономический парадокс, а новая реальность. После 1 ноября 2025 года россияне, решившие ввезти автомобиль мощнее 160 л. с., столкнутся с заградительным утилизационным сбором. В некоторых случаях сумма всех сборов и пошлин превысит стоимость нового авто в Китае. "Газета.Ru" сопоставила цены и выяснила, какие модели выгоднее купить там, чем растаможить здесь.

Утильсбор: что изменится с ноября

С 1 ноября вступает в силу новый порядок расчёта утилизационного сбора. Теперь он зависит не только от возраста и категории транспорта, но и от мощности двигателя. Для частных лиц, ввозящих авто свыше 160 л. с., сбор будет считаться по "коммерческой" шкале — то есть как для импортеров.

Размер платежей в отдельных случаях достигнет миллионов рублей. Например, при рабочем объёме двигателя 2,5 литра утильсбор составит около 1,9 млн рублей, плюс таможенная пошлина по 3 евро за каждый кубический сантиметр. Прибавим к этому стоимость СБКТС, электронного ПТС и доставку — и итог окажется выше цены нового автомобиля в Китае.

Почему именно Китай стал точкой сравнения? Потому что именно там сосредоточено производство большинства популярных моделей, в том числе японских брендов. Их официальные цены на внутреннем рынке часто вдвое ниже, чем итоговая сумма при ввозе в Россию.

Toyota Camry и RAV4: роскошь, дороже сборов

Классический пример — Toyota Camry. В Китае версия с двигателем 2.5 литра стоит от 205,8 тыс. юаней, то есть примерно 2,38 млн рублей. Для ввоза в Россию с ноября только утилизационный сбор составит 1,92 млн рублей, а пошлина — ещё 734 тыс. В сумме 2,66 млн рублей — больше, чем цена самого автомобиля.

Похожие цифры у Toyota RAV4 (в китайской версии Wildlander). Там машина стоит от 219,8 тыс. юаней (2,5 млн рублей). Но в России утильсбор и пошлина суммарно потянут на 2,65 млн рублей.

Зачем платить больше, если машина стоит меньше? Вопрос риторический: после всех обязательных платежей частный импорт таких моделей становится бессмысленным. Даже оформление СБКТС и доставка увеличивают разрыв между ценой в Китае и итоговыми затратами россиянина.

Mazda и Geely: невыгодный импорт даже при среднем классе

Даже более доступные автомобили попадают под новые ограничения. Например, Mazda CX-50, выпускаемая совместно с Changan, стоит в Китае 195,8 тыс. юаней (2,26 млн рублей). С учётом пошлины (534,1 тыс.) и утильсбора (1,92 млн) ввозить такую машину в Россию станет бессмысленно — итог превышает 2,5 млн рублей.

Седан Geely Preface после рестайлинга продаётся по цене 118,7 тыс. юаней (1,37 млн рублей). Но с ноября россиянину придётся заплатить 952 тыс. рублей утильсбора и 526,5 тыс. рублей пошлины. В результате сумма выходит на 110 тыс. больше стоимости самой машины.

Что произойдёт, если россияне перестанут ввозить машины из Китая? На внутреннем рынке начнётся дефицит относительно недорогих иномарок, а цены на локально собранные модели вырастут. Это создаст дополнительное давление на потребителя и ускорит старение автопарка.

Chery Tiggo 8 Plus: тоже не спасает размер двигателя

Даже кроссоверы с умеренной мощностью попадают под новые ставки. Обновлённый Chery Tiggo 8 Plus с турбомотором 1.6 (197 л. с.) продаётся в Китае за 109,9 тыс. юаней (1,27 млн рублей). При ввозе в Россию сумма утильсбора составит 794 тыс., а пошлина — 399 тыс. рублей. В итоге общие платежи почти сравняются со стоимостью автомобиля без учёта доставки.

Ранее такие машины считались "спасением" для тех, кто не хотел переплачивать за европейские бренды. Теперь этот вариант почти исчерпан.

Есть ли альтернатива? Пока что остаются автомобили с меньшей мощностью двигателя — до 150 л. с., где утильсбор остаётся в умеренных пределах. Но выбор таких машин на китайском рынке ограничен, а их комплектации часто уступают современным стандартам.

Что говорят эксперты: рынок закрывают искусственно

"Мало стран в мире, где мерами таможенно-тарифного регулирования авторынок закрывают настолько сильно. Это, наверное, Вьетнам и Израиль", — заявил "Газете.Ru" вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

По его словам, такие меры приведут к ускоренному старению автопарка и падению качества жизни: россияне будут дольше эксплуатировать старые автомобили. Эксперт подчеркнул, что защищать стоит лишь те сегменты, где у России есть собственные производители, иначе мобильность населения резко снизится.

А что если цель власти — стимулировать покупку отечественных машин? Тогда эффект будет обратным: многие предпочтут просто не менять автомобиль, а значит, бюджет недополучит налоги и сборы от продаж.

Стареющий автопарк и мировой контраст

Партнёр аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто напомнил, что подобные барьеры характерны для маленьких стран вроде Сингапура и Израиля, где высокая плотность населения компенсирует низкую доступность личного транспорта.

В России же ситуация иная: огромная территория и зависимость людей от автомобиля. По данным эксперта, средний возраст машин в стране вырос с 10,8 лет в 2014 году до 15,5 лет сегодня и продолжает расти на 0,5-1 год ежегодно.

"У нас автомобили стоят вдвое дороже, чем в Китае, и значительно дороже, чем в Европе", — напомнил Моржаретто.

Он добавил, что прошлогоднее повышение утильсбора уже обрушило рынок примерно на 30 %, и новый виток мер лишь усугубит ситуацию.

Что будет, если тренд сохранится? Через несколько лет Россия может столкнуться с дефицитом безопасных машин, ростом аварийности и падением конкурентоспособности автопрома.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Федеральный бюджет 2026 года предусматривает снижение расходов на льготные авто программы сегодня в 1:32
Газ до пола — а денег меньше: почему льготные программы буксуют в новом бюджете

Минпромторг сообщил о сокращении финансирования программ льготного автокредитования и автолизинга на 2026 год. Что изменится для покупателей и производителей?

Читать полностью »
Современные технологии изменили привычные инструменты и аксессуары автомобилистов сегодня в 0:19
Гараж превратился в зону комфорта: многие нашли способ облегчить себе жизнь — и он реально работает

Современные технологии превратили привычные автоаксессуары в умные и удобные устройства.

Читать полностью »
Адвокат Степанова: В России запрещено вождение после седативных лекарств вчера в 22:11
Принял таблетку — потерял права: водителям напомнили о скрытой ловушке аптечки

Некоторые лекарства делают водителя опасным на дороге. Юрист рассказала, какие препараты запрещено принимать перед поездкой и чем грозит нарушение.

Читать полностью »
Цены на автозапчасти вырастут на 10-20% к 2027 году вчера в 21:36
Ваши шины и масло подорожают: как новая система маркировки ударит по кошельку российских водителей

С 1 января 2026 года в России введут госпошлину за внесение сведений о маркированных товарах в государственную информационную систему (ГИС), что затронет автозапчасти, включая шины, масла, фильтры и двигатели.

Читать полностью »
В России водитель не смог отменить штраф за парковку на газоне без травы вчера в 20:45
Безопасное место для машины — миф: где можно парковаться, чтобы не получить штраф

Верховный суд РФ подтвердил, что отсутствие травы не отменяет статус газона: водитель, припарковавшийся на пустом участке, не смог оспорить штраф в 2000 рублей.

Читать полностью »
Автоэксперт Ершов: лужи нужно проезжать медленно, чтобы не повредить авто вчера в 20:03
Вышел из машины — сэкономил на ремонте: почему стоит проверить лужу пешком

Как правильно преодолеть глубокую лужу и не утопить двигатель? Эксперт рассказал, какие ошибки совершают водители после ливня и как защитить машину.

Читать полностью »
Тусклые фары могут говорить о проблемах с генератором вчера в 19:59
Машина завелась, но вас ждёт сюрприз: скрытые признаки, что генератор готовится к забастовке

Генератор — сердце автомобильной электросистемы. Рассказываем, как проверить его работоспособность мультиметром, не снимая с машины, и когда пора ехать в сервис.

Читать полностью »
Эксперт Хайцеэр предупредил о рисках езды на летней резине при похолодании вчера в 19:56
Когда пора менять резину: температура, при которой летние шины превращаются в опасность

Эксперт рассказал, при какой температуре стоит переходить на зимние шины и почему всесезонка не спасает в условиях средней полосы России.

Читать полностью »