Водитель проверяет документы в автомобиле
Водитель проверяет документы в автомобиле
Елена Журавкова Опубликована сегодня в 1:23

Поторопились сэкономить — теперь переплачивают в 200 раз: ловушка утильсбора сработала

Пробки на границе с Китаем оставят россиян без новых авто до роста утильсбора

До вступления в силу новых ставок утилизационного сбора — меньше месяца, но уже сейчас покупатели китайских машин рискуют заплатить в десятки раз больше, чем планировали. Очереди на погранпереходах с КНР тормозят поставки автомобилей, и даже заказанные ещё в начале осени машины могут не попасть в Россию вовремя.

Что происходит

С 1 ноября 2025 года вступает в силу повышение утильсбора на импортные автомобили — по законопроекту, его размер для легковых машин возрастёт в несколько раз. Если раньше владельцы платили от 3-5 тыс. рублей, то теперь сумма для новых кроссоверов и седанов может достигать 700-800 тысяч рублей.

Именно поэтому тысячи россиян пытались оформить покупку авто из Китая заранее, чтобы успеть растаможить транспорт по старым ставкам. Но на практике всё оказалось сложнее: на дальневосточных погранпереходах — километровые очереди.

"Мы заказали Geely Galaxy Starship 7 первого сентября, тогда утильсбор был 3,4 тысячи рублей. Теперь машина не успевает пройти границу, и нам придётся платить около 750 тысяч. Мы просто в шоке", — рассказала изданию жительница Иванова Альбина.

По её словам, семья продала старый автомобиль, рассчитывая получить новый к осени, но теперь поставка задерживается минимум на месяц.

Почему образовались пробки

Эксперты связывают перегрузку переходов с резким всплеском спроса. После появления информации о грядущем повышении сбора в сентябре резко вырос поток частных автовозов, которые везут машины из Китая в Россию. На популярных переходах — в Забайкальске и Благовещенске — время ожидания оформления выросло до 7-10 дней.

Усложняет ситуацию и то, что автомобили, привезённые под заказ, должны пройти полную процедуру сертификации, растаможки и постановки на учёт, а на каждом этапе работают ограниченные мощности.

Что значит рост утильсбора

Утилизационный сбор — это государственный платёж, который формально компенсирует затраты на переработку автомобиля после окончания его срока службы. Однако фактически он стал одним из инструментов регулирования импорта: повышение ставок делает зарубежные машины дороже и повышает конкурентоспособность отечественных.

Новая методика расчёта привязана к объёму двигателя и возрасту машины. Особенно пострадают владельцы новых иномарок, ввозимых физлицами.

Как это отразится на покупателях

  1. Повышение конечной цены. Даже с учётом скидок и серых поставок китайские автомобили после 1 ноября подорожают минимум на 10-20%.

  2. Риски для заказчиков. Люди, оплатившие машины заранее, но не получившие их вовремя, вынуждены будут доплачивать разницу.

  3. Рост доли внутреннего рынка. Импортные поставки сократятся, а доля локализованных брендов (включая китайские сборки в РФ) возрастёт.

Реакция покупателей

"Нас никто не предупредил заранее. Мы просто хотели поменять старую машину, а теперь не знаем, как быть", — рассказала Альбина.

Похожие истории появляются и в других регионах. Жители Дальнего Востока и Сибири массово делятся в соцсетях фотографиями заторов у КПП, где стоят сотни автовозов.

Многодетный отец Артур Вагапов ранее сообщал "Газете.Ru", что также может остаться без машины из-за новой методики расчёта.

А что если машина уже в пути?

Юристы советуют: если договор купли-продажи был заключён до 1 ноября и оплачен, но автомобиль физически не прошёл таможню, льготный утильсбор не сохраняется - важна дата фактического оформления.

"Документы на автомобиль оформляются только после прибытия на территорию России, поэтому избежать новой ставки не удастся, даже если договор был подписан заранее", — поясняют представители автопосредников.

Возможные альтернативы

  • Локальные сборки. Geely, Chery и Haval на российских заводах в Туле и Липецке уже начали наращивать выпуск, чтобы удержать покупателей внутри страны.

  • Отложенные поставки. Некоторые дилеры предлагают сохранить заказ и дождаться стабилизации рынка в 2026 году.

  • Электромобили отечественного производства. Российские стартапы и "Москвич" планируют программы с льготным утильсбором для электрокаров.

Прогноз рынка

По оценке аналитиков, в ближайшие месяцы импорт легковых автомобилей из Китая может снизиться на 30-40%, особенно в сегменте новых машин. Спрос частично уйдёт на вторичный рынок, где цены пока стабильнее.

Тем временем дилеры предупреждают: в ноябре и декабре 2025 года автомобили, уже ввезённые в страну, будут раскуплены быстро, а новые партии станут ощутимо дороже.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Госдума: расширение перечня марок такси поддержит российский автопром сегодня в 2:10
Каршеринг не дожимает: депутаты уверены, что такси не сдаст позиций

С 2026 года в России вступит в силу новый перечень автомобилей для работы в такси. Что изменится для водителей и пассажиров — и почему паниковать не стоит.

Читать полностью »
Автоэксперт Андрей Власов: зимой автомобиль нужно мыть чаще из-за реагентов вчера в 18:02
Реагенты не прощают: как одна зима может стоить машине нескольких лет жизни

Автоэксперт Андрей Власов объясняет, почему грязь и реагенты разрушают кузов, как часто нужно мыть машину зимой и какие способы очистки продлевают срок службы металла.

Читать полностью »
Эксперты разъяснили разницу между осмотром и досмотром автомобиля по закону вчера в 17:13
Может ли инспектор сесть в вашу машину: что действительно разрешено сотруднику ГИБДД

Автоюристы объяснили, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право сесть в автомобиль и чем отличается осмотр от досмотра. Водитель вправе отказать, если нет признаков преступления или официального протокола.

Читать полностью »
Tesla представила самые доступные электромобили: Model 3 и Model Y Standard вчера в 16:57
840 км без капли бензина: самый доступный Tesla уже готов менять правила игры

Tesla представила бюджетные версии своих моделей Model 3 и Model Y — с запасом хода 840 км и ценой от 3,2 млн рублей.

Читать полностью »
Автостат: в сентябре 2025 года было продано 581 тысяча подержанных автомобилей вчера в 15:00
Автомобиль с историей: все, что нужно знать при покупке подержанного авто

Покупка подержанного автомобиля — разумный выбор для тех, кто ценит бюджет и практичность. Однако без правильной проверки можно столкнуться с скрытыми проблемами, ведущими к дорогостоящему ремонту.

Читать полностью »
ГОСТ: гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с момента покупки вчера в 14:54
Шины по ГОСТу: когда их менять, чтобы не рисковать ни деньгами, ни безопасностью

Как понять, что шины больше не справляются со своей задачей, и почему даже внешне целая резина может быть опасна на дороге — объясняем подробно.

Читать полностью »
Неожиданная поломка ШРУСа причиняет массу проблем вчера в 13:47
Машина прощает многое, но не это: ошибка, после которой ремонт становится вопросом времени

Узнайте, что скрывается за странным словом "ШРУС" и почему эту деталь так боятся опытные автовладельцы. Как распознать её скорую поломку и избежать дорогого ремонта.

Читать полностью »
Автоэксперт: машину нужно проверить перед зимой и подготовить к морозам вчера в 12:28
Российская зима против машины: как не проиграть этот бой

Российская зима требует особого ухода за автомобилем. Эксперты рассказали, как правильно подготовить машину к морозам, чтобы избежать поломок и продлить срок службы.

Читать полностью »