
Новый загадочный газовоз у берегов Камчатки: что задумали с Arctic Mulan
Танкер-газовоз Arctic Mulan, предназначенный для перевозки сжиженного природного газа, привлек внимание экспертов и наблюдателей своим неожиданным появлением у берегов Камчатки. Судно прибыло в Авачинскую бухту 1 июня 2025 года после сложного и запутанного маршрута, начавшегося ещё в ноябре прошлого года в Мурманске. В его передвижениях прослеживается характерная особенность — длительный период отсутствия сведений, а затем внезапное появление в ключевых точках глобальной логистики: Порт Саид, Сингапур, Находка. После нескольких суток стоянки в последнем из упомянутых портов, судно неожиданно оказалось у берегов Петропавловска-Камчатского. Причина его появления официально не озвучивалась, что только подогревает интерес к возможной миссии Arctic Mulan.
Судно построено в 2024 году на китайской верфи Jiangnan Shipyard и принадлежит компании Jovo Energy. Его технические характеристики впечатляют: длина почти 230 метров, вместимость — 79,8 тысячи кубометров СПГ, а также мембранная система хранения GTT Mark III Flex — впервые реализованная на китайском танкере. Известно, что в ходе строительства судно сменило не только флаг, но и имя несколько раз. Сначала оно называлось Mulan Spirit и шло под флагом Сингапура, позже — Mulan под флагом Палау и Панамы, а затем получило текущее название и российский флаг. В мае 2024 года судно попало под санкции США, как связанное с логистикой Arctic СПГ-2, и это могло быть одним из факторов последующей смены его статуса.
На фоне начала строительства регазификационного комплекса в бухте Раковая Камчатского края, появление Arctic Mulan воспринимается многими как потенциальный шаг к формированию его морской части. Комплекс должен включать плавучую регазификационную установку, две челночные СПГ-платформы и объекты береговой инфраструктуры. Размеры и параметры Arctic Mulan совпадают с проектом ПРГУ-90 — одной из предполагаемых конфигураций будущей установки. Однако, по данным на июнь 2025 года, неизвестно, прошел ли танкер-газовоз дооборудование для выполнения таких задач. Установка модуля регазификации — процесс сложный и затратный, но жизненно необходимый для функционирования комплекса.
Некоторые эксперты не исключают и другого сценария: Arctic Mulan может быть вновь задействован в логистической цепочке по вывозу СПГ с арктического завода Arctic СПГ-2. Ранее, в августе 2024 года, с этого завода было отгружено как минимум восемь партий СПГ, но данных о реализации хотя бы одной из них на международных рынках не поступало. Продукт, согласно отслеживанию, доставлялся до плавучих хранилищ — в частности, на Koryak FSU в бухте Бечевинская. В конце мая появилась информация о запуске второй линии сжижения, что делает вопрос с вывозом продукции еще более острым. Примечательно, что Arctic Mulan покинул Авачинскую бухту 3 июня и направился именно к бухте Бечевинская — возможному узлу хранения и перевалки СПГ.
Дополнительное внимание привлек и второй танкер-газовоз, прибывший в тот же день в Авачинский залив. Судно Nova Energy, ранее известное как New Energy, обладает вместимостью почти вдвое большей, чем у Arctic Mulan, и также попало под санкции США за участие в логистике арктического завода. Его прибытие из Находки выглядит синхронным и, вероятно, неслучайным. Предположение о перезапуске схемы экспорта СПГ с Arctic СПГ-2 в условиях санкционного давления становится все более вероятным.
Пока нет подтверждений о том, что СПГ из Арктики действительно продается конечным потребителям. Ранее высказывались гипотезы о возможной продаже продукции в Индию, но с условием смягчения санкций. Однако в международной политической повестке признаков такого смягчения не наблюдается. В этом контексте задача создания локальной системы перевалки и регазификации СПГ, особенно в отдаленном регионе, как Камчатка, приобретает особую значимость. И Arctic Mulan может оказаться ключевым элементом этой схемы — будь то как будущая ПРГУ или как участник тайной логистики.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru