
Как искусственный интеллект меняет студенческую жизнь в университетах
На фоне стремительного цифрового прогресса российские университеты выходят на новый уровень — вузы активно внедряют цифровые экосистемы, в которых каждый сервис работает как самостоятельный инструмент, но одновременно становится частью единой системы, облегчающей жизнь студентам, преподавателям и администрации. Эти цифровые платформы помогают не только бронировать аудитории и записываться на факультативы, но и решать более сложные задачи — от прохождения медосмотра до управления переездом, трудоустройством и даже увольнением.
Как заявил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский на третьей Всероссийской конференции, современный университет строит свою конкурентоспособность именно на цифровых сервисах. Он отметил, что благодаря таким инструментам повышается качество образования, и цифровая экосистема становится основой устойчивого развития вуза.
Сегодня цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни студента. В ТГУ, например, создан целый комплекс решений на базе искусственного интеллекта. В университете работает Центр искусственного интеллекта, где разрабатываются авторские курсы, реализуются проекты по цифровой трансформации региона и создаются инновационные EdTech-продукты. Среди них — платформа Plario, с помощью которой можно самостоятельно освоить сложные математические дисциплины.
Интересно, что ИИ активно участвует даже в изучении английского языка. На платформе с говорящим названием "Английский пациент" студенту предлагаются задания, составленные с учетом его интересов — будь то музыка, фильмы или конкретные темы. Искусственный интеллект адаптирует контент под уровень знаний пользователя, создавая эффект персонального преподавателя.
Поддерживать мотивацию студентов призван чат-бот "Цифровой защитник студента", а преподавателям помогает ИИ-оценщик — интеллектуальная система автоматической проверки письменных работ. Эти решения значительно сокращают рутину и позволяют сосредоточиться на действительно важных образовательных задачах.
В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" также развивают мультиагентные ИИ-системы. Так, в рамках одного из проектов создается ИИ-консультант для учебного офиса. Новый чат-бот будет круглосуточно отвечать на вопросы студентов, опираясь на нормативную базу вуза. Это решение обещает существенно разгрузить сотрудников и упростить коммуникацию между студентами и администрацией.
Еще один шаг к цифровизации — создание комплексных платформ, таких как Smart LMS. Эта система уже работает в ВШЭ и ряде региональных вузов, например, в Балтийском федеральном университете имени Канта. Платформа позволяет проходить онлайн-курсы, сдавать тесты, загружать работы и даже открывать электронную зачетную книжку. Такие инструменты делают образовательный процесс прозрачным, управляемым и доступным.
Томский госуниверситет также делает ставку на технологическую инфраструктуру. Программно-аппаратный комплекс "Актру" обеспечивает работу электронной образовательной среды вуза. С его помощью можно не только проводить онлайн-занятия, но и автоматически записывать лекции, а в перспективе — анализировать их качество.
Советник проректора НИУ ВШЭ Иван Карлов подчеркнул, что развитие цифровой экосистемы — это не просто внедрение новых сервисов, но и создание условий для их быстрой разработки, обеспечение безопасности данных, а также проектирование интерфейсов, максимально удобных для конечных пользователей.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru