
Треть компаний в России столкнулись с неожиданным сопротивлением сотрудников при внедрении искусственного интеллекта
В России все больше компаний внедряют технологии искусственного интеллекта в свои бизнес-процессы, но столкнулись с серьезными внутренними трудностями. Новое исследование Ассоциации менеджеров, проведённое среди топ-менеджеров более 130 крупных организаций, показало, что около трети компаний испытывают сопротивление персонала при интеграции ИИ. Главными преградами стали сложности с интеграцией новых решений в существующие ИТ-системы и вопросы безопасности данных, которые вызывают обеспокоенность у 57% и 55% опрошенных соответственно.
Также значительной проблемой оказалась нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с искусственным интеллектом — об этом сообщили 45% респондентов. Еще 44% отметили, что сотрудники плохо понимают, как работают технологии ИИ, что дополнительно осложняет процесс внедрения. Некоторые компании столкнулись с высокими затратами на переход к новым системам — эту сложность указали 12% участников опроса. Несмотря на все эти вызовы, технологии уже успели внести серьезные изменения в организационную структуру предприятий.
Более половины респондентов (55%) рассказали, что внедрение ИИ привело к изменению функциональных обязанностей сотрудников, а около 11% компаний создали новые должности, связанные с искусственным интеллектом. Примерно 13% организаций сформировали кросс-функциональные команды для более эффективной работы с ИИ. Однако, по признанию 21% участников опроса, внедрение новых технологий повлекло за собой сокращение некоторых позиций. Этот факт говорит о том, что переход на ИИ в бизнесе происходит не безболезненно и требует взвешенного подхода к управлению человеческими ресурсами.
Интересным оказался и взгляд руководителей на возможности ИИ в сфере этики и человеческих качеств. Все опрошенные были единодушны во мнении, что искусственный интеллект не способен принимать моральные и этические решения. Кроме того, 89% менеджеров выразили уверенность, что технологии не смогут заменить человеческие эмоции и мотивацию, которые остаются ключевыми факторами в работе и управлении. При этом большинство — 58% — не опасаются, что их профессии в будущем заменит искусственный интеллект, хотя почти четверть (23%) допускают, что ИИ будет использоваться для выполнения рутинных задач.
На сегодняшний день только 12% компаний в России используют искусственный интеллект как основную платформу своей деятельности, а около 80% применяют эти технологии время от времени. Остальные 8% организаций практически не вовлекают ИИ в свои бизнес-процессы. Опрос также подчеркнул, что будущее для управленцев будет тесно связано с умением адаптироваться к новым реалиям, когда искусственный интеллект позволит освободить время для стратегического планирования, творчества и инноваций, повышая эффективность бизнеса и создавая новые возможности.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru