Петербург получает символ культуры или новый долгострой: Дворец танца оказался в зоне риска
Проект Дворца танца Бориса Эйфмана, который долгие годы считался безусловным фаворитом в застройке Тучкова буяна, неожиданно оказался в зоне риска. Несмотря на внешнюю готовность здания, ключевые процессы внутри него заметно отстают от графика. Это вызывает напряжение как у руководства театра, так и у кураторов масштабного строительства. Об этом сообщает издание "Фонтанка".
Театр, который пока не может стать сценой
Недавний визит комиссии на площадку Судебного квартала подчеркнул обеспокоенность федеральных и городских властей темпами реализации проекта. В инспекции участвовали глава Верховного суда Игорь Краснов и губернатор Петербурга Александр Беглов. Разговор шел о сроках, дисциплине и конечном результате, а сам тон встречи дал понять, что запас времени стремительно сокращается.
"Нужно, чтобы все работы были завершены вовремя, без срывов и опозданий. Надеюсь, вы нацелены на результат", — обратился к ответственным глава Верховного суда Игорь Краснов.
Формально Дворец танца стал первым зданием, выросшим на территории будущего Судебного квартала. Пока вокруг концепции Тучкова буяна шли дискуссии, строители работали без пауз. Однако театр — это не только архитектура, а, прежде всего, сложная технологическая система, без которой здание не сможет выполнять свою функцию. В этом смысле судьба проекта напрямую связана с тем, как город в целом относится к культурной инфраструктуре и памяти о людях, формировавших театральную среду, подобно тому как это происходит при установке мемориальной доски Александру Ширвиндту.
Оборудование как главный тормоз
Как стало известно "Фонтанке", около месяца назад Борис Эйфман обратился в Счетную палату. Этот шаг стал следствием многократных безрезультатных обращений в различные инстанции. Ключевая проблема — отсутствие закупок театрального оборудования, включая сценические механизмы, подъемники и лифты. Также не решен вопрос с витражами и каменной облицовкой интерьеров, что критично для международного центра хореографии.
Даже при немедленном финансировании сроки изготовления и монтажа оборудования превышают год. Это означает, что фактическая готовность театра может значительно отстать от заявленных дат ввода объекта в эксплуатацию. При этом проект неоднократно дорабатывался с учетом акустики: пересматривались перекрытия, шумоизоляция лифтовых шахт, конструкция сцены и планировка зала.
Закрытый контракт и ожидания театра
Судебный квартал остается одним из самых непубличных девелоперских проектов Петербурга. Заказчиком выступает Управление делами президента, генеральным подрядчиком — подведомственное ему Ремонтно-строительное управление. Земля и контроль находятся в федеральной юрисдикции, что делает коммуникацию с кураторами крайне сложной.
На разных этапах на площадке работали несколько крупных компаний, а с 2024 года за Дворец танца отвечает ООО "Респект Констракшн". Компания имеет исторические связи с группой "Ташир", а ее руководителем является Александр Мартаков. Проект многоуровневый, и за годы реализации в нем успели поучаствовать разные подрядчики. В более широком контексте этот объект нередко сопоставляют с другими знаковыми инициативами в сфере развития городской среды Петербурга, где успех во многом зависит от прозрачности процессов и согласованности решений.
Требования руководства Театра балета при этом остаются предельно конкретными. Речь идет о закупке системообразующего оборудования за счет уже выделенных авансов, которые за 2024-2025 годы превысили 30 млрд рублей. Второй принципиальный момент — отказ от замены оборудования на альтернативные решения, так как это чревато новыми задержками и техническими несостыковками.
В итоге судьба Дворца танца сегодня зависит не от стен и купола, а от управленческих решений и скорости согласований. Проект, задумывавшийся как символ культурного развития Петербурга, рискует надолго остаться театром без полноценной сцены, если ключевые вопросы не будут решены в ближайшее время.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru