Вот как изменится Петровский остров Петербурга: старые тропинки исчезнут навсегда — сроки известны
В Петербурге на правом берегу Малой Невы готовят новую трассу — проект, который может изменить облик Петровского острова и его транспортную систему. Об этом сообщает издание "Фонтанка".
Город у воды: новая магистраль на карте
Малая Нева, левый берег которой уже занят набережной Макарова, получит парную инфраструктуру — дорогу на противоположной стороне. Еще недавно жители спорили о благоустройстве парковой зоны, а теперь речь идет о полноценной магистрали. Городская дирекция транспортного строительства объявила конкурс на разработку проекта планировки линейного объекта "Набережная по правому берегу реки Малая Нева с подключением к мосту Бетанкура".
Стоимость контракта оценивается примерно в 10 миллионов рублей, завершить проектирование планируют к 8 ноября 2027 года. Согласно техническому заданию, речь идет о магистральной улице общегородского значения II класса регулируемого движения. Площадь застройки составит 5,6 гектара, протяжённость — около 2 километров, количество полос — от двух до четырёх.
На схеме проекта можно увидеть, что новая дорога пройдет вдоль правого берега Малой Невы, соединяясь с Петровским проспектом и съездами с моста Бетанкура. В зону проектирования попадают участки между жилыми комплексами Familia и "Петровский квартал на воде".
Как изменился Петровский остров
Территория вокруг моста Бетанкура давно вызывает интерес у девелоперов. По генеральному плану Петербурга, значительная часть Петровского острова обозначена как зона Ж4 — многоэтажная жилая застройка высотой в девять этажей и более. Этот участок на карте отмечен красным, что символизирует активное развитие.
Визуальные перемены видны невооружённым глазом: за последние годы на острове выросли десятки современных комплексов. Однако по береговой линии официально сохраняется рекреационная зона, то есть территория для отдыха и прогулок. Она обозначена по обе стороны моста — и на левом, и на правом берегу Малой Невы.
Если сравнить два берега, разница заметна: слева от моста — сплошная транспортная инфраструктура, включая действующую и проектируемую набережную Макарова, а справа — зелёная территория и участки, предназначенные для туризма и оздоровления.
Между рекреацией и урбанизацией
Действующие правила землепользования и застройки (ПЗЗ) определяют прибрежную полосу на Петровском острове как территорию рекреационного назначения. Здесь размещаются объекты отдыха, гостиницы и пансионаты (зона ТР3-2), а также участки зелёных насаждений в водоохранных зонах (ТР5-1).
Однако в ближайшие годы всё может измениться. Сейчас город рассматривает новую редакцию ПЗЗ, и в её проекте обе стороны моста Бетанкура обозначены уже как зона ТЖ4, допускающая многоэтажную жилую застройку.
Эта категория включает широкий перечень разрешённых видов использования — от жилья и общественных зданий до улично-дорожной сети. По сути, именно такая формулировка открывает путь к строительству новой магистрали.
Обещание благоустройства
Несколько лет назад городские власти обещали, что набережная у моста Бетанкура будет благоустроена и адаптирована для отдыха горожан. После открытия популярного скейт-парка под переправой чиновники объявили о планах сделать пространство более комфортным.
"Вдоль набережной Малой Невы есть неблагоустроенная береговая линия, которая в ближайшее время получит совсем иной облик", — отмечалось тогда на административной странице Петроградского района.
Одним из разработчиков проекта выступало ландшафтное бюро "Нескучный сад".
"Здесь появятся площадки для тихого отдыха, которые украсят беседки, стилизованные под портовые контейнеры, а также предусмотрены места для рыбалки", — комментировала главный архитектор бюро Елена Шикова.
Проект предусматривал установку плавной пешеходной дорожки, скамеек, вращающихся лежаков, фонарей и высадку кустарников и деревьев. Жителям предлагали обсудить концепцию, и реакция оказалась неоднозначной.
Баланс интересов: жители, экологи, застройщики
История с благоустройством Петровского острова иллюстрирует типичный для Петербурга конфликт между интересами городского развития и сохранением природных зон. С одной стороны, растущие жилые кварталы требуют новых дорог и транспортных развязок. С другой — остров долгое время оставался одной из немногих зелёных территорий в центре города, где можно было прогуляться вдоль воды.
Активисты неоднократно выступали за сохранение прибрежных зон. По их словам, в условиях плотной застройки даже небольшие участки зелени играют важную экологическую роль. Городские власти, в свою очередь, утверждают, что строительство дороги позволит разгрузить транспортные потоки на соседних улицах и повысить доступность новых жилых комплексов.
Сейчас в планах — не только строительство трассы, но и создание зеленой зоны вдоль дороги, чтобы сохранить часть природного облика Петровского острова.
Левый берег: повторение сценария
Пока обсуждают проект правого берега, на противоположной стороне Малой Невы уже идёт подготовка к строительству продолжения набережной Макарова. Работы охватывают участок до моста Бетанкура, где ранее располагалось неформальное пространство "Заросли".
Это место пользовалось популярностью у местных жителей и активистов, которые предлагали превратить его в полноценный городской парк. Однако выбор был сделан в пользу новой магистрали, призванной снизить нагрузку на Смоленку, Уральскую улицу и прилегающие проспекты.
Теперь на этом участке сохранят лишь небольшие зеленые зоны в составе проекта набережной, а транспортная функция станет основной. Таким образом, оба берега Малой Невы превращаются в важные элементы городской дорожной сети.
Что ждёт район к 2027 году
Разработка проекта продлится почти три года, после чего начнётся строительство. К 2027 году Петербург может получить ещё одну магистраль городского значения, соединяющую Петровский остров с центральными транспортными артериями.
В перспективе это изменит не только схему движения, но и визуальный облик района. На месте бывших прогулочных тропинок появятся дорожные съезды, освещение и тротуары, а вдоль берега могут остаться лишь фрагменты прежних рекреационных зон.
Для города, где развитие прибрежных территорий всегда вызывает острые споры, новый проект станет очередной проверкой способности сочетать урбанизацию с заботой о среде.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru