новая трасса
новая трасса
Алексей Соловьёв Опубликована сегодня в 6:09

Российская разработка меняет правила дорожного строительства: новый механизм уплотняет грунт глубже, чем когда-либо

Учёные Южно-Уральского университета запатентовали инновационную технологию строительства дорог

В Челябинске создана технология, способная радикально продлить срок службы российских дорог. Учёные Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) разработали строительную машину, которая уплотняет грунт под дорогами на глубину до трёх метров — в несколько раз эффективнее традиционных катков. По словам разработчиков, использование этой установки позволит строить дороги, не требующие капитального ремонта до 25 лет.

Прорыв в дорожной инженерии

О разработке сообщил доцент кафедры гидравлики и гидропневмосистем ЮУрГУ Марат Асфандияров.

"Мы создали и успешно испытали уникальную технологию и машину для глубокого уплотнения грунтов. Она способна радикально изменить состояние наших дорог и устранить одну из главных проблем — быстрое ухудшение покрытия и частый ремонт", — рассказал Марат Асфандияров.

Главное преимущество — глубина воздействия. Новая установка укрепляет основание дороги на уровне трёх метров и более, в то время как существующие катки воздействуют максимум на 40-60 сантиметров. Это обеспечивает прочность всей конструкции дорожного полотна и предотвращает разрушения под воздействием нагрузок и климата.

Почему именно грунтовое основание решает судьбу дороги? При плохом уплотнении нижние слои постепенно проседают, что вызывает колейность, ямы и волны. Машина ЮУрГУ устраняет эту проблему на корню, формируя плотный и стабильный фундамент.

Как работает новая установка

Конструкция устройства проста по форме, но сложна по принципу действия. Основой служит конусообразный металлический корпус с планетарным механизмом, включающим ролики и подшипники. Вращение создаёт гидравлический двигатель, который передаёт вибрацию и давление вглубь грунта.

Экскаватор опускает установку на подготовленный участок, после чего конус начинает вращаться, расклинивает грунт и уплотняет его во всех направлениях. Таким образом достигается равномерная плотность без пустот, что невозможно при поверхностном воздействии катков.

"Благодаря такому методу глубина уплотнения достигает трёх и более метров — это уровень, недостижимый для стандартных технологий", — уточнил Марат Асфандияров.

Исследования проводились на разных типах почвы — от супесей и песков до глин. Устройство показало стабильный результат на всех типах грунтов, что делает его универсальным для разных регионов и климатических условий.

Сравнение с традиционными методами

Традиционная технология дорожного строительства предполагает многократное прохождение по участку тяжёлых катков. Они уплотняют верхний слой, но не обеспечивают плотности в глубине. В результате дороги быстро теряют устойчивость, особенно в регионах с перепадами температур и высоким уровнем грунтовых вод.

Чем новый метод лучше?

  • уплотнение не только сверху, но и на глубину 3 м;
  • равномерное распределение давления по вертикали;
  • снижение расхода материалов и сокращение сроков строительства;
  • повышение долговечности дорожного покрытия.

А что если использовать обе технологии вместе? Эксперты ЮУрГУ предполагают, что комбинированный подход — глубокое уплотнение плюс финишное катание — даст максимальный эффект и позволит строить дороги нового стандарта прочности.

Семь лет работы и патент

Разработка заняла у исследователей семь лет. За это время команда провела десятки полевых испытаний и получила патент на изобретение. По словам Асфандиярова, аналогов этой технологии нет ни в России, ни за рубежом.

Учёные готовы к сотрудничеству с промышленными партнёрами для серийного производства машины. На основе экспериментальных образцов уже готовятся проектные решения для дорожных компаний.

Можно ли использовать устройство на уже построенных трассах? Теоретически — да, технология применима при ремонте дорог, когда требуется укрепление основания без полного демонтажа покрытия. Это особенно актуально для регионов с хроническими проблемами дорожного полотна.

Перспективы применения

Использование новой технологии может стать переломным моментом для отечественного дорожного хозяйства. Сейчас значительная часть ремонта связана именно с дефектами основания, а не с качеством асфальта.

Если методика ЮУрГУ будет внедрена массово, сроки эксплуатации трасс вырастут до 25 лет, а расходы на обслуживание снизятся в несколько раз. Для сравнения: в большинстве регионов капитальный ремонт требуется уже через 8-10 лет после ввода дороги.

Почему это важно для страны? Россия — страна с протяжённой дорожной сетью и разнообразным рельефом, где стабильность основания особенно критична. Любое новшество, позволяющее продлить срок службы дорог, напрямую влияет на экономику и безопасность.

Будущее технологии

Учёные ЮУрГУ уже готовят адаптированные модели установки для разных типов экскаваторов. В перспективе возможно создание автономных самоходных агрегатов с системой автоматического контроля плотности грунта.

А что если разработку внедрить в строительные нормы? Тогда технология может стать обязательной стадией при укладке новых дорог, как часть национальных стандартов качества.

По словам Асфандиярова, лаборатория университета открыта для сотрудничества с проектными институтами и дорожными ведомствами. Главная цель команды — не просто создать инновацию, а довести её до практического применения на федеральном уровне.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

TRSSA: первые Homo sapiens могли прийти с побережья Южной Африки сегодня в 1:08
Южный след человечества: новая версия миграции Homo sapiens рушит старые представления

Новое исследование на tandfonline. com выдвигает гипотезу, что первые Homo sapiens начали путь из Африки с юга, а не с востока, изменяя представление об их миграции.

Читать полностью »
Учёные нашли в Бразилии коронавирус с уникальной генетической особенностью сегодня в 0:16
Летучие мыши снова удивили: найден вирус, способный взаимодействовать с клетками человека

В Бразилии нашли новый коронавирус у летучих мышей. Учёные уверены: угрозы для людей нет, но генетическая особенность вируса может многое рассказать о будущих эпидемиях.

Читать полностью »
РАН: рацион экипажа МКС включает более 150 блюд и до 3000 калорий в сутки вчера в 23:10
Еда в космосе давно не в тюбиках: чем на самом деле питаются космонавты на МКС

Питание космонавтов на МКС давно ушло от борща в тюбиках. Что они едят сегодня, как готовят еду без гравитации и почему на орбите даже специи подаются в жидком виде.

Читать полностью »
Учёные США: таяние ледника Барри на Аляске может вызвать цунами вчера в 22:05
Каким городам грозит цунами: спутники фиксируют тревожные изменения во льдах Аляски

Ледник Барри на Аляске быстро тает, ослабляя горный склон. Учёные предупреждают: внезапный обвал может вызвать цунами, способное разрушить прибрежные города и суда.

Читать полностью »
Профессор Марсули: к концу этого столетия наводнения будут происходить каждый год вчера в 21:05
Наводнения станут нормой: глобальное потепление уже запускает цепную реакцию катастроф

К концу XXI века мир может сталкиваться с наводнениями ежегодно. Исследование Технологического института Стивенса показало, что скоро катастрофы станут нормой.

Читать полностью »
Антитела лам и альпак нейтрализуют змеиный яд 17 видов змей вчера в 20:05
Смерть от укусов больше не приговор: что за лекарство способно обезвредить 17 видов змей

Учёные нашли способ создать универсальное противоядие против яда семнадцати змей. В основе лежат антитела лам и альпак, способные заменить традиционные лошадиные сыворотки.

Читать полностью »
JHAP: учёные доказали, что наша Вселенная не может быть симуляцией вчера в 19:03
Новое открытие заставило физиков усомниться: возможно, мы вообще не понимаем, где живём

Новое исследование под руководством Мира Файзала утверждает, что не существует вычислимой Теории всего — и значит, Вселенная не может быть симуляцией.

Читать полностью »
Учёные объяснили изумрудный цвет мумии мальчика из Болоньи воздействием меди из гроба вчера в 18:10
Мумия цвета изумруда сбила археологов с толку: почему тело сияет, как драгоценный камень

В Болонье нашли мумию мальчика, чьи кости стали изумрудными из-за меди в гробу. Ученые объяснили, как металл превратил останки в прочный, химически изменённый артефакт.

Читать полностью »