Дворец Петра I уходит под микроскоп: в Петергофе начали восстановление, которое растянется на годы
Реставрация одного из самых камерных и узнаваемых дворцов Петергофа обещает стать долгим и кропотливым процессом. Работы затрагивают не только внешний облик здания, но и его историческую "начинку", сохранившуюся со времён Петра I. Специалисты подчёркивают, что речь идёт не о косметическом ремонте, а о полноценном научном восстановлении. Об этом сообщает "Интерфакс".
Долгий путь к обновлению Монплезира
Научная реставрация дворца Монплезир в составе Государственного музея-заповедника "Петергоф" завершится не ранее чем через три года. Об этом рассказал генеральный директор ГМЗ Роман Ковриков, уточнив, что проект рассчитан на поэтапную и максимально бережную работу с памятником архитектуры. Сроки обусловлены как масштабом задач, так и необходимостью строго следовать историческим источникам. Монплезир — один из немногих дворцов, где сохранились подлинные элементы петровской эпохи, что делает его сопоставимым по ценности с другими объектами, где приоритетом остаётся сохранение культурного наследия.
По словам руководителя музея-заповедника, последний раз комплексные реставрационные работы здесь проводились в 1960-х годах. Тогда они стали продолжением послевоенного восстановления Петергофа, сильно пострадавшего в годы Великой Отечественной войны. В последующие десятилетия специалисты ограничивались лишь точечными вмешательствами, устраняя наиболее заметные повреждения и следы износа.
"Сейчас мы вновь проводим научную реставрацию, но её отличие от той, что была в послевоенное время, в том, что та реставрация была спасительной, нужно было возрождать "Петергоф" из пепла. Мы, перенимая опыт реставраторов, которые восстановили Монплезир, подошли к этой работе более научно", — отметил Ковриков.
Что именно восстанавливают во дворце
В рамках текущих работ специалисты занимаются обновлением обшивки стен, реставрацией живописных плафонов и лепного декора. Особое внимание уделяется элементам, которые дошли до наших дней практически без изменений с начала XVIII века. Задача реставраторов — не заменить старое новым, а максимально сохранить аутентичные фрагменты, укрепив их и вернув первоначальный вид.
При этом все решения принимаются с опорой на проект Александра Гессена — автора первой масштабной реставрации Монплезира, начатой в 1947 году. Этот подход во многом перекликается с практиками, которые применялись при работах в усадебных комплексах Москвы, включая реставрацию Швейцарского домика в Кускове, где также делалась ставка на историческую точность и сохранение оригинальных деталей. Кроме того, в Петергофе предстоит восстановить лаковые панно и предметы мебели, пострадавшие из-за перепадов температуры и естественного старения материалов.
Контекст реставраций в Петербурге
Работы в Монплезире проходят на фоне активного восстановления других исторических объектов города. Так, на прошлой неделе стало известно о завершении реставрации Михайловского манежа в Санкт-Петербурге. Здание, возведённое в 1800 году и имеющее статус объекта культурного наследия федерального значения, также прошло через сложный и многоэтапный процесс обновления.
Ситуация с Монплезиром наглядно показывает, что современные реставрационные проекты всё чаще ориентируются не на скорость, а на точность и научную обоснованность. Такой подход позволяет сохранить подлинную атмосферу исторических мест и передать их следующим поколениям без искажений и упрощений.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru