Старый склад ожил дыханием джунглей: музей Амазонии показывает, как звучит многообразие народов
В Белеме (штат Пара, Бразилия) открылся новый музей, посвящённый многообразию Амазонии — музей амазонок (MAZ), интегрированный в культурный кластер Порто Футуро II. Об этом сообщает издание archdaily. com.
Цель и концепция музея
Музей амазонок (MAZ) задуман как пространство, раскрывающее многообразие жизни в Амазонии — природное, культурное, социальное. Он учреждён Государственным секретариатом культуры Пара при сотрудничестве с Museu Paraense Emílio Goeldi.
Цель — показать, как формируется региональная идентичность через взаимодействие природы, технологий, истории и людей. В экспозиции — представительства амазонок, проживающих в девяти штатах Бразилии, а также в восьми других странах Amazon региона. Кураторами проекта выступили Франси Банива, Джойс Феррейра и Хелена Лима.
MAZ призван погрузить посетителя в разные аспекты жизни амазонских сообществ: от городских жителей до коренных народов, от добытчиков до речных жителей и поселений киломболов. Пространство будет отражать разнообразие этих групп через архитектуру, звуки, материалы и нарратив.
Новый музей — часть наследия COP 30: комплекс Порто Футуро II включает в себя культурные и социальные проекты, реализованные правительством Пара. MAZ — одна из таких инициатив, направленных на сохранение наследия и повышение осведомлённости о региональном многообразии.
Архитектура и пространство музея
Для MAZ переоборудовали старый склад площадью около 3 100 м². Проект подготовили архитектурное бюро Guá Arquitetura из Пара и фирма be. bo. из Рио-де-Жанейро. Архитекторов вдохновляли мифы и символы Амазонии — главным образом образ Змеи, который встречается в легендах о существах вроде Бойуна, Canoé-Змея и Большой Змеи — водной или космической силы, объединяющей миры.
Склад трансформировали в маршрут на двух уровнях: первый этаж площадью около 2 000 м² включает выставочные залы, фойе и музейный магазин. На мезонине (примерно 1 100 м²) располагаются временная выставочная зона, многофункциональный зал и творческое пространство для культурных мероприятий.
Архитектурные элементы, интерьер и материалы призваны создавать атмосферу связи с природой, историей и сообществом. Так, у входа установлены скамьи, форма и линии которых отсылают к змеиному мотиву — символу объединения. Дерево, используемое в отделке, выбрано сознательно: более 15 видов устойчиво управляемой амазонской древесины.
"Мы использовали более 15 видов устойчиво управляемых амазонских пород. Это стало ксилотекой — деревянной библиотекой, обслуживающей население. Это также способ объяснить общественности, что в Амазонии существует огромное разнообразие древесины", — говорит Луис Гедес, партнёр Guá.
Эта "ксилотека" — не просто эстетический приём, но образовательный и экологический посыл. Материалы, применённые в строительстве и отделке, представляют собой живое свидетельство богатства биоресурсов Амазонии.
Художественное оформление и экспозиционные решения
Фасад бывшего склада украшен коллективной фреской, выполненной 16 художниками из Панамазонии. Они создали композицию в форме гигантской змеи, символизирующей единство миров, живущих в регионе. Логотип музея, разработанный Agência Libra, вырезан на входе мастером из Акри, Макесоном Перейрой да Силвой (Marchetaria do Acre) при помощи техники маркетри.
Интерьер музея оформлен в духе традиций: стены фойе окрашены в красноватые тона, полученные из пигмента, которым пользовались коренные жители Маражоара при создании керамики и росписи. Эта глина, геотинта, стала частью исследовательского проекта архитекторов вместе со студией Mãos Caruanas — керамическим ювелирным ателье на острове Маражо (Пара).
"В этом музее много слоёв. Пол имеет значение, текстура стен имеет смысл, всё имеет смысл. Каждый архитектурный элемент о чём-то говорит", — подчёркивает Бел Лобо, партнёр be. bo.
Так музей стремится не просто представить экспонаты, а создать среду, где каждый объект, поверхность и пространство — часть повествования.
На первом этаже также смонтирован мастерский уголок площадью около 60 м². В нём мастер-плотник Эдсон Родригеш с острова Мурутуку (Пара) создал уникальную полку, а Иван Леал из Абаететубы — большую лампу, изготовленную из корней, привезённых с пляжа, где её сформировали 150 птиц, используя волокно мирити.
На мезонине располагается зона творческих практик и временных выставок: около 500 м² отведено для сменных экспозиций, ещё 77 м² заняты открытым креативным пространством, доступным бесплатно всем желающим. Многофункциональный зал (≈150 м²) рассчитан на 130 человек, либо может быть разделён на три отдельных помещения.
Особое впечатление на посетителей окажет светодиодный глобус — художественная инсталляция Simbiosfera авторства художницы Roberta Carvalho. Глобус подвешен между этажами, словно парящий — при взгляде с балкона на первом уровне он полностью открыт взору.
"Глобус расположен между двумя уровнями музея. Он подвешен к потолку, создавая впечатление парящего с точки зрения посетителей. Если кто-то находится рядом с перилами на первом этаже, он сможет увидеть весь глобус", — объясняет Пабло ду Вале, партнёр Guá Архитектура.
Так архитектура, художественное оформление и выбор материалов вместе формируют целостный опыт — пространство, которое погружает, пробуждает чувства и способствует осмыслению.
Что покажет постоянная экспозиция — планы на 2026 год
Открытие временного пространства — первый этап. Постоянная выставка, намеченная на июль 2026 года, обещает стать масштабным хронологическим путешествием сквозь историю и судьбу региона. Экспозиция поделена на шесть тематических этапов, которые охватят:
-
биокультурное разнообразие Амазонии;
-
древние технологии и традиционные практики;
-
взаимосвязь между лесами и изобилием;
-
экологические кризисы и их последствия;
-
современные изменения и вызовы;
-
перспективы будущего регионов.
В числе ключевых объектов — спиральное пространство, украшенное занавесом из камыша, окружённое сотнями фигур животных из мирити — около 5 000 штук. На них будут проецироваться изображения, создавая эффект погружения в природную среду. Ещё одна зона, Espaço Aturá, позволит посетителям пройти внутрь гигантской корзины, сооружённой по традиции народа банива, и увидеть, как коренные сообщества связывают природные циклы с астрономией, культурой, сельским трудом.
Финальная секция выставки называется "решения для хорошей жизни". Там будут представлены проекты, направленные на устойчивое будущее: от городских фестивалей до инициатив по защите лесов, социального развития и экологичного образа жизни.
Коллектив, подход и миссия — концепция ajurí
Проект реализуется по принципу "ajurí" — философии, характерной для амазонских сообществ, означающей коллективные усилия, заботу, совместное творчество. Это не просто музей, а площадка, где люди могут собраться, обменяться опытом, ощутить свою причастность.
"Всё, чего мы хотим, — чтобы люди были вовлечены, поняли и почувствовали себя более интегрированными. Я надеюсь, что они покидают музей с новыми ценностями и желанием заботиться о себе. Мы знаем, что перемены начинаются изнутри", — говорит Бел Лобо, соучредитель be. bo.
MAZ — попытка построить мост между прошлым и будущим, между природой и обществом, между культурными слоями Амазонии. Через пространство, материалы и истории музей предлагает каждому посетителю задуматься над сохранением природы, культурным разнообразием и устойчивым образом жизни.
Почему это важно
Музей амазонок становится не просто культурным объектом, но образовательной и социальной платформой. Он демонстрирует:
-
богатство природного разнообразия региона, отражённое в материалах и арт-объектах;
-
сложности культурной и исторической мозаики Амазонии, включая коренные народы, городские сообщества, экосообщества;
-
необходимость экологической и социальной ответственности, через призму искусства, архитектуры, коллективного участия.
Тем самым MAZ показывает, что музей может быть не только хранителем истории, но активным участником процессов сохранения, осмысления и строительства будущего.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru