Китай ломает представление о музеях: 12 павильонов вместо одного здания и ни грамма пафоса
В Китае в Сучжоу готовится к открытию музей, который уже сейчас называют одним из самых необычных культурных проектов региона. Архитектура нового пространства соединяет современный язык форм с образами классических китайских садов. Проект предлагает не просто выставочные залы, а целую систему переходов, дворов и павильонов у воды. Об этом сообщает издание Dezeen.
Архитектура как продолжение сада
Музей современного искусства Сучжоу расположен на набережной озера Цзиньцзи и занимает около 60 тысяч квадратных метров. Комплекс состоит из 12 отдельных павильонов, объединённых непрерывной ленточной крышей с характерными карнизами, отсылающими к традиционной китайской архитектуре. По замыслу авторов, здание не доминирует над ландшафтом, а встраивается в него, создавая ощущение прогулки по саду. Подобный подход к диалогу с историческим контекстом сегодня всё чаще используется в музейных проектах по всему миру — от Азии до Ближнего Востока, включая музей у плато Гиза.
Ключевым элементом концепции стал переосмысленный "ланг" — длинный крытый коридор, типичный для исторических садов Сучжоу. В новом музее эта идея воплощена в системе застеклённых галерей и портиков, соединяющих павильоны между собой и защищающих посетителей от солнца и дождя.
"Наш проект для Музея современного искусства Сучжоу задуман как сад павильонов и дворов", — сказал основатель BIG Бьярке Ингельс.
Пространственная логика и функции
Главный вход в музей организован через открытую площадь с пешеходными маршрутами, которые постепенно ведут посетителей внутрь комплекса. Четыре крупнейших павильона отведены под основные выставочные галереи. Остальные пространства включают большое входное фойе, многофункциональный зал, театр и ресторан, ориентированный на вид на озеро. Такое распределение функций позволяет музею работать не только как выставочная площадка, но и как общественное пространство, открытое для города.
Павильоны связаны между собой мостами и подземными переходами, благодаря чему перемещение по музею остаётся удобным в любую погоду. Подобная модульная структура всё чаще используется в современных культурных кластерах и общественных центрах, где важна гибкость сценариев использования, как это реализовано, например, в культурном центре в пригороде Парижа.
"Отдельные павильоны переплетены застекленными галереями и портиками, образуя китайский узел взаимосвязанных скульптурных дворов и выставочных пространств", — отметил Бьярке Ингельс.
Материалы, свет и устойчивость
Фасады каждого павильона выполнены из рябого изогнутого стекла и нержавеющей стали тёплого оттенка. Эти материалы отражают небо, воду и зелень, визуально размывая границу между архитектурой и окружающей средой. Внутри большое внимание уделено естественному освещению: клерестории и световые фонари наполняют галереи мягким дневным светом и создают сложную игру теней.
В отделке интерьеров использованы жёлтый камень с эффектом ржавчины, утрамбованная земля и терраццо. Проект предусматривает пассивное затенение, естественную вентиляцию и применение местных материалов, что позволило музею претендовать на сертификат GBEL 2-Star Green Building. Такой подход подчёркивает стремление архитекторов совместить выразительную форму с экологической ответственностью.
На противоположной стороне комплекса расположено колесо обозрения Сучжоу, откуда музей можно рассмотреть сверху. С этой точки крыша воспринимается как полноценный "пятый фасад", формирующий единый узор на фоне воды.
Официальное открытие музея запланировано на 2026 год, в том же году будут завершены ещё два павильона, выдвинутые над озером. До этого времени пространство будет постепенно наполняться жизнью, включая выставку, куратором которой выступит сама команда BIG. Проект демонстрирует, как современная архитектура может работать с историческим контекстом, не копируя его напрямую, а переводя в новый пространственный язык.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru