Дракон, скрытый под илом почти 600 лет, снова заговорил: деревня в Китае получила вторую жизнь
В южном Китае есть место, где архитектура становится способом разговора с прошлым, а пространство — носителем коллективной памяти. Под слоем ила в деревне Яньбу уже почти шесть веков покоится древний драконий корабль, вокруг которого сформировалась особая культурная традиция. Сегодня эта история получила новое прочтение в виде общественного пространства, соединяющего наследие и повседневную жизнь. Об этом сообщает ArchDaily.
Исторический контекст и культурное наследие
Деревня Яньбу, расположенная в районе Наньхай города Фошань, хранит под руслом местной реки уникальный артефакт — лодку "Яньбу Старый Дракон". Судно было построено в 1432 году во времена правления императора Сюаньдэ династии Мин и сегодня насчитывает 593 года. Вокруг этого объекта сложилась система обычаев, связанных с культурой драконьих лодок и принципами уважительного разрешения споров.
Эти идеи стали этическим основанием местного сообщества и сохранялись на протяжении веков. Проект парка опирается на это нематериальное наследие, стремясь не законсервировать его, а вписать в живую ткань деревни, где история остаётся частью настоящего.
Архитектурная идея: диалог нового и старого
Ключевая формула проекта звучит как "Новый дракон смотрит на старое". Это не буквальная стилизация, а попытка выстроить абстрактный диалог между памятью и современностью. Многовековая история лодки и связанная с ней мифология переведены в протяжённый пространственный коридор, который ведёт к "Логову Дракона" — месту покоя древнего судна. Этот маршрут формирует архитектурное повествование и связывает все элементы парка в единое целое.
Подобный подход перекликается с тем, как сегодня переосмысливаются общественные пространства в разных странах, например, в проектах, где архитектура становится инструментом социальной связи и обновления городской среды, как это происходит в центре межпоколенческой активности в Варшаве.
Материалы, климат и общественное пространство
Пространственная структура парка выстроена как система коридора и трёх ландшафтных объёмов, каждый из которых имеет собственный характер. В архитектуре активно используются локальные материалы и строительные приёмы, адаптированные к современному языку. Перфорированная кирпичная кладка формирует полупроницаемые поверхности, стены из утрамбованной земли сохраняют естественную фактуру и тепло, а бетон с текстурой дерева используется для создания выразительных геометрических объёмов и консольных платформ. Терракотовая черепица завершает стально-деревянный коридор, визуально укореняя его в ландшафте. Все элементы размещены с учётом существующих водоёмов, деревьев и построек, превращаясь в своеобразные "видоискатели", фиксирующие разные сцены окружающей среды.
Непрерывная система приподнятых коридоров выполняет не только символическую, но и практическую функцию. Она формирует последовательность затенённых промежуточных пространств, адаптированных к жаркому и влажному климату региона Линнань. Архитектурные градации — сочетание сплошных масс, полупрозрачных экранов и открытых зон — направляют естественные воздушные потоки и создают меняющуюся игру света и тени.
Такой подход роднит проект с современными практиками климатически чувствительной архитектуры и городских трансформаций, где природные факторы становятся частью сценария использования пространства, как это происходит при создании линейных парков и набережных, подобных проекту в городе Белем.
В результате ландшафтные объёмы и коридор очерчивают систему общественных пространств разного масштаба и настроения. Композиция сосредоточена вокруг отражающего бассейна и существующего дерева, естественным образом притягивая жителей к общению и отдыху. Так памятное место превращается в открытую "деревенскую гостиную", которая поддерживает повседневную жизнь, укрепляет чувство принадлежности и позволяет истории оставаться частью живого настоящего.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru