Звуки из прошлого: каменные стены пещер заговорили о тайнах древних ритуалов — знали толк в магии
Древнее наскальное искусство, представленное петроглифами и рисунками на стенах пещер, давно привлекает внимание исследователей. Однако то, что эти изображения имели не только визуальное, но и акустическое значение, стало известно лишь недавно. О том, как акустика древних пещер и каменных сооружений помогает раскрывать ритуальные практики наших предков, пишет портал New Scientist.
Музыка каменного века: что скрывают стены
Среди самых значимых открытий в области археоакустики — звуки, которые когда-то могли звучать в каменных пещерах, где были изображены картины. Эти звуки не были случайными, а создавались с учётом акустических свойств конкретных мест. Группы исследователей, среди которых археолог Маргарита Диас-Андреу и учёные из Университета Хаддерсфилда, выявили, что древние художники и шаманы выбирали такие участки, где звук от человеческого голоса или инструментов буквально "поёт" в ответ на эхо. Эти открытия помогают не только понять, где располагались священные или ритуальные зоны, но и как они использовались в ритуальных целях.
Руперт Тилл из Университета Хаддерсфилда, занимавшийся изучением акустических особенностей пещер в Великобритании, подчеркивает, что "самые старые расписанные места имеют низкий, странный резонанс, когда, если ты поёшь, пещера вдруг поёт тебе в ответ". Этот факт был впервые замечен несколько десятилетий назад, когда исследователь по имени Иегор Резникофф начал экспериментировать с пением в палеолитических пещерах во Франции.
Первые шаги в изучении акустики наскальных рисунков
Резникофф был одним из первых учёных, кто заметил связь между расположением наскальных изображений и акустическими явлениями. В конце 1980-х годов он начал издавать звуки в пещерах, внимательно фиксируя, как изменяется их эхо в зависимости от близости к картинкам на стенах. Несмотря на то, что его методы не были признаны академическим сообществом, его работа стала катализатором для будущих исследований.
В 1990-е годы к исследованию акустики наскальных искусств подключился Стив Уоллер, который записывал эхозвуки в глубоких пещерах Франции. Его работы показали, что именно в тех местах, где располагались изображения животных, эхо было особенно громким, создавая эффект "грома". В своих статьях Уоллер утверждал, что в этих пещерах доисторические люди могли слышать эхо, которое имитировало звуки копыт животных, изображённых на стенах.
Технологии и методы изучения звуков
С развитием технологий археоакустика приобрела большую популярность. В 2000-х годах Руперт Тилл и его коллеги начали использовать современные методики, включая измерение импульсных характеристик, чтобы получить точные данные о звуковых волнах в пещерах. В этих исследованиях исследователи не просто фиксировали эхо, а анализировали, как оно распространяется в пространстве, что позволяло составить подробную картину того, как акустика могла влиять на восприятие ритуалов.
Археолог Маргарита Диас-Андреу в своих работах также использовала новейшие технологии для анализа акустических свойств различных пещер. Одним из значимых её открытий было исследование звуковых ландшафтов в Сьерра-де-Сан-Серван в Испании. Здесь она отметила, что многие пещеры с наскальными изображениями обладают "усиленной слышимостью", что позволяет предположить, что эти места были выбраны для того, чтобы усилить акустический эффект ритуалов.
Проект Artsoundscapes и международные исследования
В 2018 году Диас-Андреу инициировала проект Artsoundscapes, который охватывает исследования акустических характеристик наскальных рисунков по всему миру. С помощью новейших методов, включая использование многоканальных систем для воссоздания звуков, команда исследователей изучала пещеры на четырёх континентах. Одним из ярких примеров стало открытие в Сибири, где акустика пещер была на удивление чёткой и усиленной, что могло быть связано с проведением ритуальных действий с музыкальным сопровождением.
Другие исследования показали, что в местах с рисунками, расположенными в Мексике и Испании, акустика могла усиливать восприятие ритуалов. Например, в каньоне Санта-Тереза в Мексике и в Куэвас-де-ла-Аранья в Испании были зафиксированы звуковые эффекты, которые подчеркивали эмоциональное воздействие церемоний.
Психоакустика и взаимодействие с мозгом
Важной частью исследований является изучение того, как звуки в древних пещерах воздействуют на человеческое восприятие и сознание. В одном из экспериментов, проведённых с участием нейроучёных, исследовались реакции современных людей на звуковые "аурализации", созданные на основе акустических характеристик раскрашенных пещер в Алтайских горах. Участники эксперимента сообщили о сильном чувстве "присутствия", как будто звуки исходят от невидимых источников. Это явление ставит под сомнение старую теорию о том, что наскальные изображения использовались исключительно как визуальные элементы.
Психоакустические исследования, проводившиеся в Финляндии, показали, что отражения звуков на стенах скал могут создавать эффект удвоенной реальности. Риитта Райнио, исследователь из Университета Хельсинки, отмечает, что такая акустика могла вызывать ощущение присутствия другого существа.
"Когда ты приближаешься к утёсу, возникает странное чувство, что кто-то тоже движется к тебе", — говорит она.
Это ощущение "присутствия" могло быть связано с тем, что люди воспринимали эти места как особые, священные пространства.
Звуки, сохранившиеся в камнях
Одним из самых захватывающих аспектов исследований стал эксперимент с флейтами, найденными в пещере Истуриц во Франции. Эти инструменты, сделанные из костей стервятников, были использованы для воспроизведения звуков в тех местах, где их нашли археологи. Руперт Тилл, играя на этих флейтах в пещере, отметил, что звук, который они издают, приобретает необыкновенный резонанс, усиливая акустические эффекты. Это открытие показало, что доисторические люди, вероятно, использовали эти инструменты в ритуальных целях, чтобы создавать "певучие" пространства.
Исследования также подтвердили, что такие звуки могли воздействовать на психическое состояние людей. В одном из экспериментов, проведённом в Мальте, изучали резонанс в каменной гробнице, где звуки большого барабана создавали необыкновенно долгие басовые вибрации. Это открытие поддерживает теорию, что такие места использовались для ритуалов, способных изменять сознание.
Звуковые ландшафты и современная археология
Сегодня археоакустика не просто помогает восстанавливать звуковые ландшафты древних ритуалов, но и становится важной частью охраны памятников. Исследователи напоминают, что многие памятники наскального искусства страдают от разрушения акустической среды: неподобающие строительные проекты, например, установка туристических объектов рядом с пещерами, могут серьёзно повлиять на сохранность звуковой атмосферы.
Сохранение звуковых ландшафтов, как считает исследователь Стив Уоллер, должно стать частью общей стратегии охраны культурного наследия. Ведь чтобы полностью понять, что именно скрывает древнее искусство, необходимо восстановить и его акустическое звучание.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru