Москва замерла: арт-объект в Сколково перевернул представление о науке и вере — загадка со смыслом
В начале ноября на территории Инновационного центра "Сколково" в Москве появился новый арт-объект — монументальная скульптура южноафриканского художника Антона Смита. Об этом сообщает издание "Ведомости. Город".
Искусство, рожденное между наукой и верой
Работа под названием "Размышление о происхождении человека" возвышается перед зданием Сколковского института науки и технологий. Металлическая маска, словно рассечённая на несколько вертикальных пластин, кажется застывшей в процессе разъединения или, напротив, собирания воедино. Высота конструкции — около трёх с половиной метров. Использованные материалы — металл, бронза и стекловолокно — создают игру света, подчёркивая рельефность и глубину поверхности.
Автор объекта 71-летний Антон Смит — один из самых узнаваемых скульпторов Южной Африки. Его работы давно вошли в национальный культурный фонд, а собственный парк скульптур под Преторией стал местом паломничества для ценителей современного искусства. Смит, имеющий датские корни, живёт и работает в Бронкхорстспрейте, где вместе с женой превратил участок саванны в "арт-оазис" с более чем шестью сотнями произведений.
По словам художника, московский проект стал для него продолжением многолетнего диалога между искусством и наукой.
"Он печатался на 3D-принтере в России по моим инструкциям, — объясняет художник. — Сегодня компьютер способен на многое, но он не может выдать оригинальную идею".
От Тайваня до Москвы
Скульптура Смита была создана в рамках фестиваля уличного искусства "Здесь и Сейчас", организованного парком "Зарядье". Как признаётся куратор Анна Малик-Короленкова, участие художника из ЮАР стало почти случайным. Первоначально она предложила Смиту написать эссе о современном искусстве для альманаха фестиваля, но обсуждение незаметно переросло в идею создания физического объекта.
Прототипом московской версии стала работа "Размытое иллюзорное пространство", установленная в Тайване. Однако в отличие от азиатской скульптуры, растворяющейся на фоне природного ландшафта, "сколковская" маска обрела урбанистический контекст. Её ритмика перекликается с архитектурой технопарка — особенно с фасадом здания института, чьи ребристые поверхности визуально "разговаривают" с фрагментами маски.
Выбор площадки для инсталляции был изменён в последний момент.
"Я очень рад, что так получилось. Надеюсь, учащиеся воспримут этот образ позитивно. Это не лик Бога как таковой, но он заставляет задуматься о Его существовании", — добавляет Смит.
Примечательно, что маска отвернута от здания института: художник объясняет это как символ того, что наука и вера могут смотреть в одном направлении, не противореча друг другу.
Между традицией и современностью
Антон Смит называет себя художником-самоучкой. Он много читает, наблюдает, впитывает влияние мастеров XX века — Альберто Джакометти, Константина Бранкузи и Энтони Гормли. Но, по его словам, главным источником вдохновения остаётся Библия.
В творчестве южноафриканца прослеживается постоянный мотив — человек как духовная и физическая ось мира. Его работы населены руками, масками, ангелами, исполинами.
"Ничего мрачного или тёмного, я стараюсь держаться от этого как можно дальше", — отмечает Смит.
Художник создаёт свой язык из соединения европейской и африканской традиций, примерно в пропорции 60 к 40. Этот культурный симбиоз определяет и эстетическую логику его произведений — мощные формы, простые линии, внимание к фактуре и внутреннему движению материи.
Парк Смита в Бронкхорстспрейте — важный пример синтеза искусства и ландшафта. Здесь экспонируется более 600 скульптур, часть из которых временно путешествует по международным выставкам. В среднем парк посещают около тысячи человек в месяц, что для частной инициативы в Южной Африке считается значительным достижением.
Международное измерение "Сколково"
Скульптура "Размышление о происхождении человека" стала шестнадцатым арт-объектом, установленным на территории "Сколково". Благодаря ей фестиваль "Здесь и Сейчас" впервые приобрёл международный статус. Куратор проекта Анна Малик-Короленкова отмечает, что за последние годы география участников заметно расширилась: к московским художникам присоединились авторы из регионов, а теперь — и зарубежные мастера.
По соседству с работой Смита можно увидеть произведения других авторов. Например, калининградский уличный художник JON (Евгений Малышев) украсил одну из беседок монохромным муралом.
"Его работа создана как бы по принципу работы нейросети", — поясняет куратор.
Реалистичные очертания побережья и человеческие фигуры покрыты цифровой рябью, будто бы рассыпаются на пиксели — визуальная метафора памяти, которую человек "перезаписывает" вновь и вновь.
Природа и человек
Особое внимание зрителей привлёк объект белорусских художников Полины Пироговой и Василия Тимашова под названием "Лунная долина". Три переплетённые формы из лозы напоминают гнёзда или кратеры — символы органического и космического одновременно.
"Близость к природе — качество, очень характерное для белорусского искусства. Кроме того, эти три разрозненные формы причудливым образом составляют единое целое", — говорит Малик-Короленкова.
Этот арт-объект стал местом встреч для учащихся международной гимназии "Сколково": дети прячутся внутри плетёных конструкций, родители ждут рядом окончания уроков. Так в технологическом кластере возник уголок, где природа и человек вступают в диалог без слов.
Организаторы фестиваля уже объявили о планах на будущее. В ближайшие месяцы в "Сколково" ожидают появления работ художников из Китая и Турции. Все произведения останутся на территории инновационного центра до конца лета 2026 года.
Итог: когда формы говорят о человеке
Произведение Антона Смита в "Сколково" — не просто декоративная инсталляция, а философское размышление о границах между технологией и духовностью. Его маска из металла и бронзы словно соединяет разные начала — веру, искусство, науку.
Арт-пространство, созданное усилиями российских и зарубежных авторов, превращает технопарк в живой музей идей, где инженерная точность соседствует с художественной метафорой. И в этом смысле работа южноафриканского мастера — напоминание о том, что прогресс невозможен без внутреннего созидания, которое начинается с размышления о человеке.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru