трамвай
трамвай
Алексей Черняев Опубликована сегодня в 13:13

Трамвай без водителя возит тысячи пассажиров — но главное изменение скрыто в его работе

В Москве впервые применена нейросеть в трамвае — Дептранс Москвы

В столичном районе Строгино по улицам уже несколько месяцев курсирует трамвай без водителя. Он не требует вмешательства человека, сам определяет маршрут, корректирует скорость и вовремя останавливается у остановок. Всё это — без аварий и штрафов. Такой результат достигается не где-нибудь в Китае или Германии, а в Москве. Причём — впервые в стране.

Как устроен беспилотный маршрут

По информации Департамента транспорта Москвы, беспилотный трамвай работает на маршруте №10, соединяющем северо-запад столицы с более центральными районами. Система управления реализована на основе алгоритмов компьютерного зрения и датчиков, обрабатывающих данные в режиме реального времени. В салоне находится специалист, но он не управляет движением — по требованиям закона человек обязан присутствовать, однако не должен вмешиваться в работу автоматики.

Чем отличается беспилотный от обычного трамвая? Он не зависит от человеческого фактора. Автоматика мгновенно реагирует на препятствия, соблюдает расписание с точностью до минуты и не допускает резких торможений. Для мегаполиса это означает предсказуемость и снижение рисков на маршруте.

По данным, озвученным заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максимом Ликсутовым, этот трамвай преодолел уже более 18 тысяч километров, включая испытания, и перевёз около 40 тысяч пассажиров. Серьёзных инцидентов не зафиксировано.

Какие технологии лежат в основе

Сердце беспилотной системы — нейросетевые алгоритмы и модульная архитектура датчиков. Камеры, лидары и радары обрабатывают картину в 360 градусов, оценивая поведение пешеходов, автомобилей, светофоров и других объектов на пути следования.

Почему именно трамвай стал первой платформой? Ответ прост: маршрутные рельсы ограничивают траекторию движения, а значит, снижают сложность навигации. В отличие от беспилотных автомобилей, трамвай не сталкивается с проблемой выбора полосы или неожиданных разворотов.

На борту установлены:

  • высокоточные лидары;

  • камеры дневного и ночного видения;

  • радиомодули для связи с диспетчерским центром;

  • аварийная система ручного торможения.

Все эти модули дублируются, что позволяет системе работать даже при частичном сбое.

Почему проект важен для города

В Москве уже давно делают ставку на цифровизацию транспорта. По мнению Дептранса Москвы, запуск беспилотного трамвая — это продолжение курса на повышение безопасности и эффективности перевозок. Чем меньше человеческого фактора, тем ниже вероятность ЧП.

Какие задачи решает проект? Во-первых, это автоматизация рутинных процессов. Во-вторых, снижение нагрузки на водителей, которых, по разным данным, не хватает. И в-третьих, подготовка инфраструктуры к будущему — когда беспилотники станут нормой, а не исключением.

А что если трамвай выйдет из строя? Он автоматически остановится, передаст сигнал в центр управления, и дежурная бригада отправится к месту. Такой сценарий предусмотрен в протоколах безопасности.

Разница между тестами и реальной эксплуатацией

Ранее беспилотные транспортные средства тестировались в закрытых условиях — на полигоне или ночью, без пассажиров. Сейчас — речь о полноценном городском маршруте в дневное время, с пассажирами.

Чем это меняет подход к безопасности? Каждое действие системы дублируется: от программного контроля до наблюдения сотрудника в кабине. Пока законодательство не позволяет полностью исключить человека из цепочки, поэтому присутствие оператора — временная мера.

Насколько проект масштабируем? Пока маршрут один, но результаты могут лечь в основу тиражирования. Особенно в районах с высокой транспортной загрузкой, где важно снизить количество ошибок и ускорить движение.

Что мешает повсеместному внедрению

Несмотря на успех пилота, повсеместный запуск невозможен без законодательных изменений. В России беспилотники в общественном транспорте пока не признаны самостоятельными участниками дорожного движения.

Какие ещё барьеры? Инфраструктура. Не все участки трамвайной сети одинаково готовы к такой нагрузке: где-то изношены пути, где-то отсутствует цифровая инфраструктура.

В чём ошибка при запуске подобных систем за рубежом? Часто их пытаются внедрить сразу на сложных маршрутах с пересечениями, активным трафиком, частыми аварийными ситуациями. В Москве начали с простой трассы — решение, обеспечившее результат без сбоев.

Как город готовился к проекту

Запуск беспилотного трамвая — не спонтанное решение. По сообщениям Telegram-канала «Дептранс Москвы», работа над проектом велась в течение нескольких лет. В неё входили:

  1. Подготовка рельсового полотна на маршруте №10;

  2. Оснащение остановок интеллектуальными системами;

  3. Настройка связи между трамваем и центром управления;

  4. Тестирование в закрытом режиме;

  5. Пошаговая интеграция в пассажирский поток.

Какие ошибки могли быть критичными? Недооценка роли погодных условий, плохое освещение, неучтённые пересечения с другими маршрутами. Эти риски были проработаны заранее, что позволило избежать проблем на старте.

Что говорят пассажиры и операторы

Пассажиры реагируют сдержанно, но в основном положительно. Отсутствие рывков, предсказуемость и тишина — главные плюсы. Тревогу вызывает отсутствие водителя, но постоянное присутствие специалиста на борту снижает напряжение.

Чем отличается восприятие в Москве и, например, в Берлине или Токио? В европейских городах беспилотники воспринимаются как часть системы, в то время как в Москве — пока как эксперимент. Тем не менее, привычка к новым форматам приходит быстрее, чем ожидалось.

«Мы не вмешиваемся в работу системы. Просто наблюдаем», — сообщил сотрудник управления трамвайным движением в комментарии Telegram-каналу «Дептранс Москвы».

Это подчёркивает уровень доверия к системе и её стабильность.

Что будет дальше

Следующим шагом может стать запуск новых маршрутов, а также адаптация под более сложные условия. Это потребует обновления нормативной базы и тестирования на других типах подвижного состава.

Будет ли проект дублироваться в других городах? Вероятно, да — но только при наличии соответствующей инфраструктуры и поддержки на региональном уровне. Без них даже самая совершенная система не покажет результата.

Пока же беспилотный трамвай остаётся визитной карточкой московского подхода к транспорту: технологичного, осторожного и прагматичного.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Свечи ручной работы остаются универсальным подарком для дома — эксперты сегодня в 5:58
Новогодние подарки находят новый формат: оригинальные идеи делают праздник по-настоящему особенным

Оригинальные идеи подарков помогут превратить обмен сюрпризами в яркое событие. Семь направлений — от ручных гаджетов до гастрономических впечатлений.

Читать полностью »
Росреестр: 330 тыс. москвичей запретили сделки с недвижимостью без личного участия сегодня в 5:20
Москва ставит цифровые засовы: как страх перед аферистами превратил горожан в хранителей квартир

Почти 330 тыс. москвичей ограничили сделки с жильём без личного участия. Почему горожане массово ставят "замки" на квартиры и как это меняет рынок.

Читать полностью »
Совладельцы жилья используют доли для давления — адвокат Андрей Алёшкин сегодня в 3:12
Разделённая квартира ведёт себя как живая: где тонко, там и рвётся — доля запускает цепочку конфликтов

Совладелец требует выкупить долю по "космической" цене и превращает жизнь соседей в ад. Юрист Андрей Алёшкин рассказал, как защититься законно.

Читать полностью »
С 8 декабря в центре Калининграда появятся новые платные парковки с шлагбаумами сегодня в 1:16
Не припарковать — не получится: как новые правила парковки в Калининграде повлияют на автомобилистов

В Калининграде с 8 декабря вводят новые платные парковки с шлагбаумами в центре города. Это поможет улучшить движение и порядок на улицах, считают в мэрии.

Читать полностью »
Льготники Подольска получили бесплатный проезд в Москву — Минтранс МО вчера в 22:12
Проезд, который перестал съедать пенсию: люди узнают о новой льготе только в автобусе

С ноября 2025 года ветераны и предпенсионеры из Подольска могут бесплатно ездить на маршрутах между Подмосковьем и Москвой после перекодировки соцкарты.

Читать полностью »
Автодор анонсировал проект, сокращающий путь из Тюмени до Черного моря вдвое вчера в 21:11
Юго-Западная хорда: как новая магистраль изменит экономику России и поможет быстрее попасть на юг

Компания "Автодор" анонсировала проект строительства автобана из Тюмени к побережью Черного моря. Новый маршрут сократит время в пути в два раза.

Читать полностью »
Мусор с кладбищ обязали вывозить на лицензированные полигоны — мэрия Тамбова вчера в 19:23
За уборку кладбищ в Тамбове заплатят миллионы — тайна контракта раскроется 25 ноября

В Тамбове объявлен аукцион на уборку всех городских кладбищ. Подрядчик должен за сутки устранять последствия непогоды, иначе потеряет контракт.

Читать полностью »
Суд обязал Волгатранснефть выплатить 35,5 млрд за разлив нефти — Росприроднадзор вчера в 18:10
Один разлив — и море болеет годами. Настоящая цена крушения танкера — больше, чем бюджет маленького города

Суд подтвердил взыскание 35,5 млрд рублей за разлив нефтепродуктов с танкера Волгонефть-239, а регионы продолжают добиваться собственных компенсаций и очищать береговую линию.

Читать полностью »