Поезд "Иволга"
Поезд "Иволга"
Дмитрий Ларионов Опубликована сегодня в 7:55

ЦТУ сбрасывает возраст составов в Москве: модернизация запускает неожиданные эффекты на маршрутах

На ЦТУ запустят 15 новых поездов до 2030 года — мэр Собянин

В структуре пригородных перевозок России Центральный транспортный узел (ЦТУ) занимает ключевое место. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, почти 75% всех пригородных маршрутов страны проходят именно через ЦТУ. Из-за высокой нагрузки и стратегической роли узла обновление парка поездов здесь становится не просто вопросом комфорта, а элементом транспортной безопасности. В ближайшие годы на маршруты выйдут десятки новых составов, а стандарты перевозки будут приведены к единому уровню.

ЦТУ и его роль в системе пригородных перевозок

Центральный транспортный узел охватывает территории 11 регионов. Он объединяет города и области, ежедневно формируя плотный поток пассажиров в направлении Москвы и обратно. Его структура включает все ключевые направления — Ярославское, Курское, Рижское, Киевское и другие. Развитие узла напрямую влияет на мобильность миллионов жителей и на устойчивость транспортной инфраструктуры.

Что делает ЦТУ критически важным элементом? Протяжённость маршрутов, высокая плотность населения, потребность в стабильном и частом сообщении. По словам мэра Москвы, обновление составов и инфраструктуры здесь — неотъемлемая часть масштабной программы модернизации, рассчитанной на годы вперёд.

Почему фокус на пригородных перевозках? Метро и МЦК обслуживают внутригородской трафик, но именно ЦТУ выполняет связующую функцию с соседними субъектами. Без его эффективной работы ежедневная логистика становится невозможной.

Новые составы: график и технические цели

Согласно заявлению Сергея Собянина, до конца 2030 года на маршруты ЦТУ будет введено 15 новых составов. Первые начнут курсировать уже в следующем году. Это лишь часть крупной программы, включающей закупку 92 поездов до 2030 года и примерно 100 составов до 2035 года.

Какие задачи решает обновление подвижного состава:

  • снижение среднего возраста поездов до 3,5 лет;

  • повышение уровня комфорта за счёт современных салонов;

  • улучшение надёжности и снижение затрат на обслуживание;

  • соответствие новым стандартам энергопотребления.

Обновлённые поезда будут оснащены кондиционерами, информационными панелями, улучшенной шумоизоляцией. Ожидается, что пассажиропоток распределится равномернее, что снизит перегрузки в час пик.

"Иволга 4.0" и завершение этапа на МЦД

Мэр Москвы напомнил, что в 2024 году завершилась полная замена подвижного состава на Московских центральных диаметрах (МЦД). Это значимый результат, достигнутый в рамках текущего этапа модернизации. В частности, в июне по Ярославскому направлению начали курсировать поезда нового поколения "Иволга 4.0".

"Новые стандарты комфорта перевозки пассажиров будут внедрены на всем Центральном транспортном узле", — заявил столичный градоначальник.

Что отличает "Иволгу 4.0":

  • модульная компоновка;

  • низкопольные входы для быстрой посадки;

  • увеличенные межвагонные проходы;

  • автоматическое регулирование температуры.

Поезда этого типа уже доказали свою эффективность на МЦД. Теперь их внедрение планируется на более широком участке сети, включая пригородные маршруты.

Расширение проекта: до 2035 года

Следующим этапом станет масштабная замена составов на направлениях, связывающих Москву с другими регионами. В первую очередь это маршруты в Калужскую, Тульскую и аналогичные по объёму трафика области. Обновление будет проходить поэтапно, с сохранением графика движения.

Чем отличается подход 2025-2035 годов от предыдущего периода? Системность. Вместо точечных закупок — комплексное обновление, синхронизированное с модернизацией инфраструктуры. Одновременно будет решаться вопрос унификации подвижного состава для упрощения обслуживания и ремонта.

Что если закупки не удастся реализовать полностью? Даже частичное обновление на высоконагруженных маршрутах даст заметный эффект: снижение аварийности, меньшее число задержек, рост удовлетворённости пассажиров.

В каких случаях возможно отклонение от графика? Только при изменениях финансирования или срывов со стороны поставщиков. Однако в рамках ранее реализованных этапов таких сбоев не фиксировалось.

Логика замещения: почему это важно

В среднем возраст подвижного состава на ряде направлений превышает 15 лет. При этом технический срок службы поездов исчерпывается к 20-25 годам. Износ влияет не только на внешний вид и удобство, но и на эксплуатационные характеристики: тормозной путь, устойчивость, энергозатраты.

Что произойдёт при сохранении старого состава:

  • рост числа неисправностей;

  • снижение интервалов из-за ремонтов;

  • повышение расходов на обслуживание;

  • недовольство пассажиров.

Снижение среднего возраста составов до 3,5 лет означает приближение к уровню, принятому в передовых странах Европы и Азии. Это создаёт условия для внедрения новых форматов управления движением, включая интеллектуальные системы маршрутизации.

Масштаб и география будущих изменений

Обновление затронет более 10 регионов — от Московской области до дальних направлений ЦТУ. В рамках программы произойдёт не только замена составов, но и синхронизация с развитием транспортно-пересадочных узлов, платформ, навигации. Современные поезда без адаптированной инфраструктуры не могут реализовать весь потенциал.

Какие задачи решаются параллельно с закупками:

  • переоснащение депо;

  • адаптация платформ под новые высоты дверей;

  • цифровизация систем информирования;

  • согласование маршрутов с соседними субъектами.

Модель работы выстраивается на десятилетие вперёд. Впервые изменения затрагивают не один город, а сразу транспортный регион с десятками миллионов жителей.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Тарифы ЖКХ в Тамбовской области вырастут на 17,5 процента — Минэкономразвития РФ вчера в 17:18
Жителей Тамбовской области ждёт шок от новых тарифов ЖКХ — и дело не только в повышении НДС

В 2026 году Тамбовская область столкнётся с резким ростом тарифов ЖКХ до 17,5%. Решение, за которым стоит налоговая реформа, износ сетей и бюджетный дефицит.

Читать полностью »
Италия пытается привлечь цифровых кочевников налоговым режимом вчера в 15:31
Цифровые кочевники на распутье: Италия пытается переиграть Португалию с помощью налогового манёвра

Италия готовит отдельную налоговую льготу для цифровых кочевников, стремясь устранить противоречие между визовым режимом и строгими фискальными правилами.

Читать полностью »
Устойчивый снежный покров сформируется в Москве во второй половине декабря — Позднякова вчера в 13:39
Погода в Москве удивит: к Новому году 2026 снег будет точно — синоптики обещают белые праздники

Синоптик Татьяна Позднякова сообщила, что к Новому году 2026 в Москве точно будет снег: обильные осадки ожидаются во второй декаде декабря.

Читать полностью »
Омолаживающая обрезка деревьев началась в Москве — комплекс городского хозяйства вчера в 13:17
По Москве разнёсся запах свежей древесины — оказалось, деревья готовят к сезону особым способом

Зачем в Москве обрезают деревья именно осенью? Вовсе не для красоты — у этой процедуры есть строгое расписание и точные цели.

Читать полностью »
Завершили реставрацию Швейцарского домика в Кускове — мэр Москвы Собянин вчера в 12:53
Усадьба Кусково раскрыла тайну Швейцарского домика — посетителей ждёт сюрприз, о котором молчали годы

В усадьбе Кусково завершили реставрацию Швейцарского домика XIX века. Но главное внутри — и туда скоро пустят.

Читать полностью »
Ноябрь в Москве стал самым тёплым с 1940 года — Роман Вильфанд вчера в 11:30
Москва под тёплым куполом: антициклон из Африки переписал климатические привычки столицы

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд рассказал, почему начало зимы в Центральной России проходит без снега и когда стоит ожидать первых морозов.

Читать полностью »
Скейтбординг помогает переосмыслить публичные пространства — архитектор Мартин вчера в 9:35
В Барселоне улица неожиданно стала популярной: теперь туда идут тысячами — и вот почему

Как скейтбординг стал частью городской архитектуры и изменил подход к проектированию общественных пространств — опыт Барселоны, Копенгагена и Мальмё.

Читать полностью »
Чиновницу Тамбовской области обвинили в мошенничестве — прокуратура региона вчера в 8:15
В школе нашли ставку-призрак: десять лет чиновница Тамбова получала зарплату за воздух

Десятилетняя фиктивная работа в школе обернулась уголовным делом против чиновницы отдела образования Тамбовской области, обвиняемой в хищении 1,5 млн рублей.

Читать полностью »