В Барселоне улица неожиданно стала популярной: теперь туда идут тысячами — и вот почему
Созданный серферами, пытавшимися перенести динамику океанских волн на городские улицы, скейтбординг давно вышел за рамки разового развлечения. Он превратился в способ иначе читать городскую среду, превращая лестницы, перила и открытые площадки в потенциальные маршруты и точки взаимодействия. Когда-то маргинальная практика стала элементом глобальной городской культуры, влияющей на формирование сообществ, освоение забытых пространств и переосмысление повседневных маршрутов. О том, как движение меняет восприятие архитектуры и публичной среды, рассказывает сайт archdaily. com.
Архитектор, выросший на уличных площадях Барселоны
Пол Мартин, архитектор, скейтбордист и соучредитель офиса SKATE ARCHITECTS, связывает своё профессиональное становление с теми пространствами, которые появились в Барселоне во время подготовки к Олимпиаде 1992 года. Он вспоминает, что начал кататься ребёнком, задолго до появления специализированных зон, и использовал те самые городские площади, чьи геометрии стали частью легенды европейского уличного скейта.
"Мы фактически катались по всем новым общественным пространствам, созданным во время преобразования города на Олимпиаде 1992 года", — говорит архитектор.
Эти локации — Països Catalans, Tres Xemeneies, MACBA — стали для него своеобразными учебными аудиториями. Постепенно он начал связывать движение, материал и масштаб, что в дальнейшем определило стиль его проектной работы. Мартин называет эти территории своей "первой архитектурной школой", подчёркивая, что именно опыт катания научил его понимать ритмику городской ткани не теоретически, а через собственное тело.
По словам архитектора, этот опыт оказался ключевым для его профессионального пути. Он утверждает, что интуитивное ощущение города у скейтбордистов часто формируется раньше, чем у тех, кто приходит к архитектуре через классическое образование. Они опираются на непосредственное взаимодействие с поверхностями, скоростями и сопротивлением материалов, а не только на визуальные представления. Именно поэтому, как подчёркивает Мартин, уличные пространства становятся не фоном, а источником практического знания.
Его путь иллюстрирует то, что скейтбординг давно перестал быть исключительно субкультурой. Он стал частью городского опыта, формирующего поколения, которые выросли на плотно интегрированных общественных ландшафтах. В этом смысле Барселона стала лабораторией, где архитектура и движение оказались тесно переплетены.
Тело как инструмент проектирования
Мартин говорит, что скейтбординг меняет сам подход к взаимодействию с архитектурой.
"Это совершенно иной способ отношения к городской физической реальности вокруг тебя", — подчёркивает он, объясняя, что скейтбордисты воспринимают городской рельеф целостно, через напряжение мышц, баланс и скорость.
Это формирует инстинктивное конструктивное чутьё, которое обычно приходит к архитекторам лишь на поздних стадиях практики.
Он убеждён, что проектирование скейтпарков невозможно без понимания уличной среды, из которой вырос современный скейтбординг. Это не набор элементов, а система взаимосвязанных поверхностей.
"Когда ты создаёшь скейтпарк, будучи скейтбордистом, ты можешь точно сопереживать и отвечать на настоящие потребности и ожидания", — отмечает Мартин.
Такой подход формирует гибкое, ориентированное на пользователя восприятие пространства.
Архитектор критикует традиционную практику размещения скейт-площадок на периферии. По его словам, многие города продолжают изолировать скейтбординг, помещая его в огороженные зоны, где среда лишена связи с городской тканью. При этом он обращает внимание на простой вопрос.
"Если мы катаемся на обычных площадях, почему наши специализированные скейтпарки не могут вернуть городу площади?", — говорит он.
Эта мысль отражает стремление вернуть практику в центр городской жизни, а не уводить её на окраины.
По мнению Мартина, ошибка многих проектов — игнорирование контекста. Он говорит об этом прямо.
"Некоторые специализированные скейтпарки полностью игнорируют окружение и городской контекст", — рассуждает специалист.
При таком подходе теряется связь, которая делала уличный скейт частью живого города. Он убеждён, что полноценный проект должен учитывать масштаб, материалы и ритм окружающих пространств.
Одним из примеров он называет разницу между скейтпарком в огороженной зоне и площадью, где движение соседствует с сиденьями, зеленью и человеческими потоками. В первом случае пользователь получает лишь спортивную инфраструктуру. Во втором — пространство, которое остаётся частью города.
Скейтпарки как продолжение городской ткани
Офис SKATE ARCHITECTS применяет этот подход в ряде проектов. Born Plaza в Барселоне полностью собран из гранита — материала, который десятилетиями определял характер знаковых точек уличного скейта в городе.
"Мы хотели использовать ту же архитектуру общественных пространств и материалы, которые уже существуют в Барселоне", — объясняет Мартин.
Пропорции, рельеф и масштаб повторяют принципы тех пространств, которые стали частью городской культуры.
Похожая логика применена в проекте Igualada. Там архитекторы использовали многоуровневые трибуны, чтобы распределить зоны катания в соответствии с существующей сеткой.
"Мы снова использовали трибуны, чтобы распределить скейтпарк на разных уровнях, следуя той же сетке", — говорит он.
Целью в обоих случаях было не создание отдельного спортивного объекта, а включение его в повседневное движение города.
Такой подход показывает, что скейтпарки могут выполнять роль общественных площадей. Они становятся точками длительного пребывания и общения, где люди встречаются, наблюдают и взаимодействуют, даже если сами не катаются. Более того, подобные пространства смягчают границы между практикой и созерцанием: в них можно просто быть, наблюдать, учиться или отдыхать.
Важную роль здесь играет точность в деталях. Мартин подчёркивает, что геометрия должна быть выверена.
"Иногда нужна точность до миллиметра". Речь идёт о радиусах, кривизне, прочности поверхностей и дренажных решениях. Но вместе с тем он настаивает на минимализме и открытости.
"Важно позволить как можно большему числу открытых линий, чтобы фигуристы могли свободно выбирать свои траектории", — добавляет он.
Отсюда появляются пространства, в которых препятствия становятся не набором заданных фигур, а средой для импровизации.
В своих проектах архитекторы стремятся к простоте.
""Меньше — значит больше" хорошо работает для скейтпарков", — говорит Мартин, подчёркивая, что насыщение площадки элементами может ограничить движение.
Пространство должно оставаться восприимчивым к различным стилям и техникам.
Город как пространство открытых возможностей
Мартин считает, что скейтбординг способен активировать городские зоны, которые раньше оставались неиспользованными. Он подчёркивает важность понимания скейтбординга как ресурса, а не как проблемы, требующей изоляции. По его словам, идея закрытой типологии себя исчерпала. Уличный скейт — часть настоящей городской жизни, а не отдельная дисциплина, вынесенная за пределы публичных маршрутов.
Подтверждением этого становятся примеры Копенгагена и Мальмё. В обоих городах скейтбординг интегрирован в стратегию развития общественных пространств. В Копенгагене элементы для катания встроены в набережные, площади и подземные переходы. Они становятся частью ежедневного движения и одновременно формируют новые точки притяжения.
Мальмё использует похожий подход, работая в тесном сотрудничестве со скейт-сообществами. На примере Stapelbäddsparken видно, как бывшие периферийные зоны оживают, превращаясь в места социального взаимодействия. Похожая логика работает и в портовой зоне, где скейтбординг стал инструментом тактического урбанизма. Он обеспечивает постоянное присутствие людей, создаёт ощущение безопасности и оживляет территории, которые иначе могли бы оставаться пустыми.
В этих процессах движение становится формой авторства. Оно позволяет увидить город как гибкую структуру, открытую для переосмысления. Скейтбординг формирует внимание к деталям, которые архитектура иногда упускает. Он превращает края в возможности, пустоты — в сцены, поверхности — в пространство для непрерывного диалога.
Город, описываемый в проектах SKATE ARCHITECTS, строится на признании того, что между полным контролем и хаотичностью существует широкая территория. Это пространство открытых решений, в котором движение, творчество и взаимодействие формируют более живую и отзывчивую среду.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru