Зимой делают как дед учил — и платят дважды мотору и кошельку: ошибки, от которых пора избавиться
Зимний холод заставляет владельцев автомобилей уделять особое внимание прогреву двигателя. Многие до сих пор считают, что нужно долго прогревать мотор на холостых оборотах, но это не всегда оправдано. Современные автомобили с инжекторными двигателями не требуют длительного прогрева на месте. Напротив, такие действия могут даже навредить, увеличив расход топлива и вызвав износ некоторых частей двигателя. О том, как сократить время прогрева и сделать его эффективным, пишет Дзен-канал "Старый автослесарь".
Мифы о прогреве двигателя зимой
Одна из распространённых ошибок среди автомобилистов — это ожидание, когда двигатель прогреется до рабочей температуры, оставляя автомобиль на холостом ходу. Это заблуждение связано с предыдущими моделями автомобилей, где прогрев на месте был действительно необходим. В современных инжекторных моторах такой подход не только неэффективен, но и вреден. Длительный холостой ход приводит к неравномерному прогреву двигателя, что может спровоцировать деформации в цилиндропоршневой группе и ускорить износ двигателя.
Кроме того, прогрев на месте увеличивает выбросы углекислого газа в атмосферу в 5-7 раз. Все это в конечном итоге приводит к увеличению расхода топлива и снижению срока службы двигателя. На самом деле, для быстрого прогрева достаточно 30-60 секунд работы двигателя на низких оборотах, а затем можно сразу начинать движение. Такой способ способствует более быстрому выходу двигателя на рабочую температуру.
Научный подход к быстрому прогреву
Ключевым моментом для ускорения прогрева является правильное распределение тепла. Когда двигатель только запущен, он теряет больше тепла, чем вырабатывает. Исследования, проведённые Society of Automotive Engineers (SAE), показали, что на холостых оборотах температура двигателя растёт со скоростью 2,4°C в минуту. Однако, если начать движение с умеренной нагрузкой (30-40 км/ч), этот процесс ускоряется в 4 раза — температура двигателя увеличивается до 10,1°C в минуту. Таким образом, если начать движение через минуту после запуска и не превышать 2000 оборотов в минуту, двигатель прогреется гораздо быстрее.
"Запускать автомобиль и начинать движение через 30 секунд после старта двигателя — это оптимальный способ быстрого прогрева", — отмечает эксперт.
Практические рекомендации для быстрого прогрева
Для ещё более быстрого прогрева существуют несколько практичных способов:
-
Одеяло на мотор. Утепление подкапотного пространства помогает сохранить тепло, что значительно ускоряет прогрев. Специальные термоматериалы, которые выдерживают высокие температуры до 500°C, могут повысить температуру на первом пуске на 20°C и сократить время прогрева на 30%.
-
Предпусковой подогрев. Установка системы, которая предварительно разогревает охлаждающую жидкость (например, Webasto), может сократить время прогрева двигателя в 2-3 раза, а также уменьшить износ двигателя при холодном старте.
-
Защита радиатора. Для прогрева двигателя при слабых морозах можно частично закрыть радиатор с помощью картона или термоматериала. Однако важно не делать этого при температуре выше -10°C, чтобы избежать перегрева.
-
Использование синтетического масла. Полностью синтетическое масло не теряет текучесть при низких температурах и помогает быстрее прогреть двигатель. Это способствует ускоренному выходу двигателя на рабочее давление и температуру.
-
Отопление салона. Не включайте отопление сразу после запуска двигателя. Лучше подождать несколько минут, пока мотор прогреется, чтобы тепло не уходило из системы охлаждения, и двигаться было быстрее.
Рекомендации производителей автомобилей
Разные автопроизводители дают различные рекомендации по прогреву двигателей в зимний период. Например, BMW советует начинать движение через 30 секунд после старта, а Toyota — через 10-60 секунд при температурах до -20°C. Subaru, в свою очередь, категорически не рекомендует долгий холостой ход в морозы, так как это ведет к образованию нагара и сокращению ресурса катализатора.
Важно также учитывать особенности турбированных моторов. Турбина достигает рабочей температуры только через 5-6 минут движения, и до этого не следует разгонять двигатель или резко ускоряться. В дизельных моторах холостой ход может быть немного полезен для стабилизации работы топливной системы.
Ответы на распространённые вопросы
Можно ли начинать движение сразу после запуска?
Да, если температура на улице не ниже -30°C, можно начать движение через 30-60 секунд. При морозах ниже -30°C лучше подождать 1-2 минуты.
Почему двигатель работает громче зимой?
В холодное время года масло становится более густым, что вызывает задержку в работе гидрокомпенсаторов и натяжителей цепей. Однако через 2-3 минуты движения звук нормализуется.
Нужно ли прогревать автоматическую коробку передач?
Прогрев коробки на холостых оборотах не ускоряет её нагрев. Лучше начать движение плавно, и коробка сама прогреется в процессе.
Вреден ли предпусковой подогреватель?
Если установка выполнена согласно инструкции, то подогреватель не приносит вреда, а наоборот — помогает продлить срок службы двигателя.
Заключение
Чтобы значительно ускорить прогрев двигателя зимой, достаточно исключить длительный холостой ход и использовать различные способы утепления, такие как одеяло на мотор и предпусковой подогрев. Рекомендации производителей автомобилей также помогают выбрать оптимальный режим прогрева. Важно помнить, что быстрый прогрев не только экономит время, но и уменьшает износ двигателя, снижает расход топлива и продлевает срок службы ключевых узлов автомобиля.
Подписывайтесь на Moneytimes.Ru