Современный город
Современный город
Алексей Черняев Опубликована сегодня в 14:53

15 минут до всего: новая идея, которая перевернёт жизнь в городах – что будет через 10 лет

Эксперты: универсальной модели города будущего для всех не существует

Мировые города стремительно растут, превращаясь из компактных центров в огромные системы, где миллионы людей делят один ритм. И чем больше мегаполисов появляется, тем острее становится вопрос: каким будет город будущего — местом гонки или пространства для жизни?

Города, которые не умещаются в себя

По данным ООН, с 2008 года число жителей городов впервые превысило сельское население. Организация прогнозирует, что к середине XXI века две трети человечества будут жить в урбанизированных зонах. Сегодня на планете 28 мегаполисов с населением более 10 миллионов человек, и уже через пять лет их станет свыше тридцати.

Росстат фиксирует высокий уровень урбанизации и в России: в 2025 году около 75% россиян проживают в городах. Отток из сёл продолжается — людей привлекают медицина, образование, карьера, инфраструктура. Москва в ближайшие годы может вырасти до 14 миллионов жителей, а весь Московский регион — до 23 миллионов.

Почему мегаполисы растут быстрее других? Дело не только в экономике: города стали центрами коммуникации, культуры, технологий. Но рост несёт и проблемы — нехватку жилья, загрязнение, перегрузку транспорта. Именно эти вызовы определяют, каким будет город завтрашнего дня.

Передвижение без руля

Главный вектор будущего — отказ от зависимости от личного автомобиля. Историк архитектуры и руководитель компании "Глазами инженера" Айрат Багаутдинов напомнил, что ключевым становится развитие связности между центром и окраинами. За последние годы выросли городские железные дороги, обновилось метро, появились маршруты водного транспорта и скоростные трассы, связывающие столицу с другими миллионниками.

"Главное — это транспортная доступность. Должно быть удобно приехать из окружения города, в случае Москвы — из Подмосковья и дальних районов", — сказал историк архитектуры Айрат Багаутдинов.

Архитектор Наринэ Тютчева, основатель бюро "Рождественка", отмечает, что снижение числа автомобилей преобразит городские пространства: они станут более созерцательными и пешеходными. Развитие транспорта и технологий уже формирует децентрализацию: в будущем можно будет добираться из центра Москвы до Владимира за час.

Как будет выглядеть повседневное перемещение в городе будущего? Пешеходные и велосипедные маршруты, общественный транспорт нового поколения, дроны для доставки товаров. В Якутии, например, сеть "Вкусвилл" уже использует беспилотники для развозки продуктов.

Человеческий масштаб и "пятнадцатиминутный город"

Пробки, мусор, нехватка парков и шум вынуждают искать новые форматы городской жизни. Один из ответов предложил профессор Сорбонны Карлос Морено — концепцию "пятнадцатиминутного города", где всё необходимое находится в пешей доступности: школа, магазин, поликлиника, парк, кафе. Идея предполагает сокращение транспортной нагрузки и повышение качества среды.

Модель активно внедряется в Париже, Барселоне и российских городах. Однако часть урбанистов считает, что она может привести к изоляции районов, если планирование окажется негибким. Тем не менее принципы "близкой жизни" становятся универсальным ориентиром: экология, безопасность, вид из окна и сообщество соседей оказываются важнее близости к офису.

Чтобы воплотить эту концепцию, требуется пошаговая перестройка инфраструктуры:

  1. Развитие локальных общественных пространств и сервисов.

  2. Сокращение зависимости от автомобилей.

  3. Создание транспортных хабов, соединяющих районы напрямую.

  4. Поддержка малого бизнеса и общественных инициатив на местах.

А что если жители не захотят отказываться от машины? Тогда городу придётся компенсировать удобство личного транспорта скоростью и комфортом общественного — иначе система вернётся к прежним пробкам и выхлопам.

Архитектура между прошлым и будущим

По наблюдению экспертов "Афиши Daily", архитекторы не дают однозначного прогноза, будут ли преобладать небоскрёбы или малоэтажные кварталы. Но все уверены: ценность исторической застройки будет только расти.

В Петербурге, где каждый квартал хранит прошлое, старые промзоны превращаются в площадки для нового города. Исторические здания всё чаще становятся основой современных комплексов — пример тому проект James Beck, где мануфактуру XIX века превратили в жилой квартал.

Можно ли считать историческую архитектуру тормозом прогресса? Скорее, это ресурс. Сохранённое прошлое помогает городу сохранить идентичность, а не превратиться в набор одинаковых башен. Ошибка многих девелоперов — полное уничтожение старых фабрик и складов, тогда как альтернатива — адаптация под жильё, офисы и культурные центры.

Периферия как новое сердце города

Город будущего утратит единый центр. Пространства, где раньше царили склады и заводы, становятся точками притяжения. Пример — петербургский "Севкабель Порт", из промышленной территории превращённый в культурный кластер. В Москве схожую роль играет "Тюфелева роща" на месте завода ЗИЛ, где вскоре откроется музей современного искусства "Коллекция".

Историк Айрат Багаутдинов говорит о растущем интересе к культурным площадкам в центре Москвы — Музей русского импрессионизма, "ГЭС-2", центр "Зотов" привлекают новую аудиторию. Это подтверждает: досуг становится важной частью городской ткани, а не отдельным "праздником".

Почему культурная жизнь важна для развития города? Потому что именно она создаёт ощущение принадлежности, без которого мегаполис превращается в безликую агломерацию.

Один рецепт не работает

Архитектор Никита Явейн убеждён, что универсального города будущего не существует. Каждый мегаполис формирует своё видение в зависимости от истории, климата и привычек жителей. Его слова перекликаются с мнением Наринэ Тютчевой: технологии меняются настолько быстро, что любые прогнозы остаются условными.

"Одного идеала города будущего не существует, потому что для каждого города будущее своё", — сказал архитектор Никита Явейн.

Город — живой организм, и как только он достигнет идеала, перестанет развиваться. Ошибка — пытаться закрепить раз и навсегда "правильную" модель, тогда как альтернатива — постоянное обновление и вовлечение жителей в принятие решений.

Можно ли предсказать, каким станет город через сто лет? Вероятно, нет. Но можно задать направление — человеческое, экологичное, гибкое. И тогда любой мегаполис останется местом, где хочется жить, а не только работать.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Администрация Петроградского района заявила, что дым с Кронверкской улицы не нарушает закон сегодня в 18:13
Когда уют превращается в дым: как одна печь поссорила весь двор Петербурга

В одном из дворов Петербурга дровяная печь стала причиной конфликта между соседями — старинное тепло оказалось несовместимо с городским воздухом.

Читать полностью »
С 5 по 27 ноября на Ярославском направлении МЖД частично отменят пригородные поезда сегодня в 17:19
Ноябрь под стук рельс: Ярославское направление уходит на ремонт, электрички — по новому графику

На Ярославском направлении МЖД в ноябре изменится расписание электричек — часть маршрутов сократят из-за ремонта путей на Северной железной дороге.

Читать полностью »
На Севере России ударили первые 20-градусные морозы, в Москве по-прежнему тепло сегодня в 16:57
Минус двадцать и ниже: север России уже во власти настоящей зимы, пока Москва остаётся в плюсе

В северных регионах России зафиксированы первые морозы ниже -20 градусов. Коми и Ненецкий округ уже в зиме, а центр страны пока держится в плюсе.

Читать полностью »
Прибрежные зоны в городах России становятся общественными пространствами сегодня в 15:52
Берега возвращаются людям: как Россия переосмыслила свои реки и озёра — не бетон, а дыхание

Как российские города превращают берега рек и озёр в культурные центры: от многоуровневой Тюмени до панорамного Владивостока — новая жизнь у воды.

Читать полностью »
Ущерб почвам в Притамбовье от незаконной добычи ископаемых составил 150 млн сегодня в 13:17
Экологический ущерб на 150 млн рублей: что скрывает незаконная разработка карьера на сельхозземлях

В Тамбовской области выявлено незаконное использование сельскохозяйственных земель для добычи полезных ископаемых. Нанесён ущерб на 150 млн рублей.

Читать полностью »
Татьяна Буцкая предложила освободить от алиментов матерей, отказавшихся от новорождённых сегодня в 12:40
Дети без мам, но с шансом на семью: в Госдуме обсуждают неожиданный закон

В Госдуме предложили освободить от алиментов женщин, оставляющих детей в роддомах. Инициатива Татьяны Буцкой может повлиять на число абортов и систему усыновления.

Читать полностью »
Нашествие божьих коровок в Приморском крае связано с сезонной миграцией насекомых — РЕН ТВ сегодня в 9:08
Окна в точках: жители Приморья думали, что началось бедствие, но природа просто пошутила

Жителей Приморья напугали рои божьих коровок, облепившие окна домов. Что стоит за этим природным явлением и почему специалисты называют его нормой?

Читать полностью »
Мэр Собянин сообщил о продлении Арбатско-Покровской линии метро до сегодня в 8:22
Шестьдесят лет ожидания под землёй: восток Москвы выходит из транспортной тени и получает метро

В 2028 году Арбатско-Покровская линия дойдёт до станции «Гольяново» — проект разгрузит восток Москвы и даст району новый импульс развития.

Читать полностью »