Сергей Малинин Опубликована 24.09.2009 в 8:53

Не туда смотрели

Исследование нобелевских лауреатов Джозефа Стиглица и Амартиа Сен может стать очередным этапом в понимании причин нынешнего кризиса. И хотя ученые пока говорят об ошибках в методологии и неверном инструментарии, с помощью которого экономисты определяли состояние экономики, нетрудно предугадать следующий шаг в этом направлении.

«Неправильным» инструментом можно снабдить релевантной оценкой только «неправильную» экономику. Как пишет New York Times, заказчиком исследования является французский президент Николя Саркози. Целиком исследование экономистов Саркози планирует представить на саммите G20.

Наличие политического заказа безусловно наложит свой отпечаток на результаты исследования. Вместе с тем это исследование станет первым публичным документом, в котором на официальном уровне с околонаучной точки зрения прозвучит критика современной экономической системы и ее так называемых индикаторов.

Стиглиц в своем исследовании кивает в сторону оценки объема ВВП, на который молятся практически во всех странах мира. Между тем до сих пор нет единства мнений по поводу объективности правил расчета внутреннего валового продукта стран, а манипуляции с цифрами в среде профессиональных экономистов уже стали притчей во языцах.

В самом общем смысле авторы исследования предлагают вернуться от расчета ВВП к реальному человеку. «Мы смотрели на ВВП как на показатель, доказывавший, как хорошо все идет, но этот показатель не мог ответить на вопрос - насколько долго может продержаться этот рост. Так что то, что начиналось как оценка состояния рынка переросло в способ оценивать социальную характеристику, что в корне неверно», -резюмирует Стиглиц.

Бесконтрольное кредитование со стороны банков привело к тому, что значительная часть населения фактически потребляла в счет своего будущего. Экономист предлагает сосредоточить внимание на благосостоянии конкретных людей, сопоставить их доходы и потребление с состоянием здоровья и уровнем образования.



Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Чрезмерная экономия может ударить по качеству жизни человека сегодня в 20:42
Ловушка для бережливых: как желание сэкономить может незаметно разрушать качество вашей жизни

Иногда экономия превращается в зависимость — человек ищет скидки не ради выгоды, а ради ощущения контроля. Когда экономить — уже вредно.

Читать полностью »
Умение торговаться поможет сэкономить при походе на рынок сегодня в 18:34
Продавцы ждут этих слов: произнёс — и цена сразу ниже: вот волшебные фразы для торга без стыда

На старом рынке торг был искусством общения. Сегодня он — редкий навык, возвращающий покупателю чувство влияния и уважения в мире фиксированных цен.

Читать полностью »
Без должного опыта в секонд-хенде вряд ли получится найти качественные вещи сегодня в 16:29
Секреты секонд‑хендов: как профессионалы находят брендовые вещи по цене кофе — раскрываем карты

Почему одни люди с отвращением смотрят на одежду б/у, а другие видят в ней разумный выбор — культурные и психологические корни секонд-хенд феномена.

Читать полностью »
Нейросеть может быть эффективной для принятия решения об увольнении — HR-эксперт Виктор Гор сегодня в 15:30
Увольнение по алгоритму: нейросети собирают данные о качестве работы сотрудников

IT-специалист Виктор Гор рассказал MoneyTimes, могут ли нейросети определять эффективность работы сотрудников.

Читать полностью »
В продуктовой корзине россиян сохраняют популярность яйца и свинина сегодня в 14:22
Что россияне покупают чаще всего: неожиданная правда о содержимом наших продуктовых корзин

Как изменилась продуктовая корзина россиян и почему в списке покупок лидируют не гречка и сахар, а картофель, хлеб и чипсы.

Читать полностью »
Несоответствие товаров ценникам в магазине может произойти по вине покупателя сегодня в 12:13
Обман на кассе самообслуживания: как лайфхаки одних становятся убытками для всех покупателей

Магазины часто обвиняют в обмане, но реальность сложнее: покупатели сами рушат порядок — от мятого винограда до обмана кассы самообслуживания.

Читать полностью »
Магазины используют уловки, чтобы вынудить покупателя потратить больше денег сегодня в 10:05
Праздничные скидки‑призраки: почему ваша новогодняя корзина дороже, чем кажется на первый взгляд

Покупатель уверен, что выбирает сам, но эффект якоря и метод "нога в дверях" делают решение предсказуемым и управляемым — особенно в супермаркете.

Читать полностью »
В определённых ситуациях дешёвые продукты не должны настораживать сегодня в 8:01
Неочевидная правда о дешёвых продуктах: почему их не стоит обходить стороной — раскрываем все секреты

Не всякий дешёвый продукт плох. Есть категории, где цена растёт только из-за упаковки и бренда, а не состава — как отличить одно от другого.

Читать полностью »