Многие покупатели полагают, что каждый автомобиль, выставленный в автосалоне, обречён в ближайшее время обрести нового владельца. Однако реальность оказывается иной — далеко не все машины находят своих хозяев. Некоторые из них простаивают на стоянках годами, так и не дождавшись момента, когда кто-то оформит на них договор купли-продажи. О том, какая судьба ожидает эти транспортные средства, рассказал владелец одной из крупнейших дилерских сетей в России.
По его словам, после того как дилеры выкупают машины у автопроизводителей, возврат товара невозможен. Независимо от того, продаётся автомобиль или нет, он уже числится на балансе салона. Если модель не пользуется спросом в конкретном регионе, её могут перенаправить в другой, где покупательская активность выше. Такие перемещения не редкость, особенно если речь идёт о брендах с ограниченным интересом у местной аудитории.
Кроме того, часть таких автомобилей используется в качестве временных машин, на которых передвигаются сотрудники сервисных центров или которые выдают клиентам на время ремонта их личных автомобилей по гарантии. После этого такие транспортные средства классифицируются как автомобили с пробегом, что позволяет предложить их по более низкой цене. Это создаёт дополнительные возможности для покупателей, заинтересованных в экономии, но всё же желающих получить почти новый автомобиль с небольшим пробегом.
Некоторые из нераспроданных машин выставляют на аукционы. Там они могут быть проданы буквально за бесценок — иногда даже дешевле себестоимости. Это позволяет дилерам хоть частично вернуть вложенные средства и освободить место для новых моделей. Однако даже такая стратегия не всегда работает. Если транспортное средство долго стоит без движения и не реализуется ни через аукцион, ни через внутреннее использование, его судьба предрешена — оно уходит на утилизацию.
Эксперт подчеркнул, что утилизация — это крайняя мера, которую применяют в исключительных случаях, когда все возможные способы реализации себя исчерпали. Несмотря на то что автомобиль по-прежнему может быть технически исправным, отсутствие интереса со стороны потребителей делает его экономически нецелесообразным для хранения и обслуживания. Утилизация означает не только списание машины, но и потерю ресурсов, затраченных на её производство, логистику и хранение.
Эта ситуация наглядно иллюстрирует, насколько сложно предсказать поведение потребительского рынка даже для опытных дилеров. Ошибки с заказом неподходящей модели или неправильная оценка регионального спроса могут обернуться годами простоя и необходимостью принимать непопулярные решения. Тем не менее, несмотря на все сложности, дилеры продолжают искать пути к тому, чтобы каждая машина нашла своего водителя — пусть не сразу, но всё же в итоге.