Учёный РАН объяснил, почему Южный магнитный полюс не противоположен Северному

Южный магнитный полюс, в отличие от широко распространённого представления, не располагается строго напротив Северного. Как пояснил в беседе с журналистами ведущий научный сотрудник лаборатории главного геомагнитного поля и петромагнетизма Института Физики Земли РАН Александр Пасенко, южная точка магнитного притяжения находится на краю Антарктиды в акватории Южного океана и не совпадает с географически противоположной точкой планеты относительно севера.

Уточняется, что магнитные полюса Земли постоянно перемещаются. Это естественное явление, обусловленное процессами, происходящими в ядре планеты, где формируется магнитное поле. По словам Пасенко, особенно активно исследователи наблюдают за перемещением Северного магнитного полюса, поскольку он ближе к зонам активного мореплавания, а также к населенным территориям. В отличие от него, Южный магнитный полюс меньше вовлечён в человеческую деятельность, и потому его перемещения реже оказываются в центре внимания.

Эксперт отметил, что текущий дрейф полюсов не является аномалией, а считается частью стандартного геофизического процесса. При этом он добавил, что некоторые специалисты высказывают мнение о возможном начале инверсии магнитного поля — редкого геологического явления, при котором магнитные полюса меняются местами. Такие инверсии, по имеющимся данным, происходят примерно раз в несколько сотен тысяч лет, и в настоящее время, по мнению части учёного сообщества, могут накапливаться предпосылки для нового подобного события.

Исторически известно, что Северный магнитный полюс начал своё устойчивое пребывание в арктическом регионе ещё в начале XVII века. С тех пор он, хотя и двигался, оставался в пределах современной канадской Арктики. Такие долговременные наблюдения позволяют учёным отслеживать динамику перемещений и делать выводы о состоянии магнитного поля Земли. Пасенко подчеркнул, что наблюдение за полюсами — важная часть геомагнитного мониторинга, поскольку любые значительные изменения могут повлиять на работу навигационных систем и радиосвязи, особенно в высоких широтах.