Аналитик, глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, провел глубокое исследование динамики средневзвешенных цен на новые автомобили в России, сравнивая данные за январь-февраль 2022 и 2025 годов.
На первый взгляд, рост цен кажется относительно умеренным порядка 43%. Однако более детальное изучение данных, опубликованных Целиковым в его Telegram-канале, раскрывает куда более сложную картину и свидетельствует о значительном удорожании автомобилей для российских потребителей.
Ключевым фактором, маскирующим реальный масштаб подорожания, является изменение структуры спроса. В 2025 году наблюдается заметный сдвиг в сторону автомобилей Lada и китайских марок. Этот сдвиг, обусловленный экономическими причинами и необходимостью поиска более доступных вариантов, значительно снизил средневзвешенную цену, не отражая реальную стоимость многих популярных ранее моделей.
Если рассматривать ценообразование отдельных брендов, то картина резко меняется. Анализ Целикова показывает драматическое увеличение цен на ранее востребованные автомобили. Так, стоимость автомобилей Hyundai взлетела на внушительные 186%, Kia на 162%, Volkswagen на 198%, а Skoda на 180%.
Даже относительно устойчивая Toyota демонстрирует существенный рост цен 80%. Эти цифры наглядно демонстрируют значительное удорожание автомобилей популярных марок, привычных для российского рынка.
Таким образом, хотя средневзвешенная цена выросла "всего" на 43%, этот показатель является весьма обманчивым. Реальный рост цен для значительной части потребителей намного выше, приближаясь к удвоению и даже утроению стоимости для некоторых брендов.
Сергей Целиков отметил, что доступность новых автомобилей для большинства россиян значительно снизилась. Рост цен на популярные модели покрывается лишь частично за счет перехода на более доступные Lada и китайские автомобили. Этот переход является следствием, а не причиной общего удорожания автомобильного рынка России, подытожил эксперт.