Задержки с лицензиями на экспорт редкоземельных металлов из Китая вызывают опасения в мире

С недавних пор Китай ужесточил контроль за экспортом редкоземельных металлов: теперь каждый отгрузочный контракт требует оформления лицензии. Однако, как сообщает Financial Times со ссылкой на отраслевые источники, выдача разрешений идёт настолько медленно, что это угрожает стабильности глобальных производственных цепочек.

В начале апреля Пекин ввёл новое регулирование, затрагивающее семь ключевых редкоземельных элементов и магниты на их основе, без которых невозможно производство электромобилей, ветряных турбин, гуманоидных роботов и даже истребителей. По словам представителей европейской промышленности, среди которых Вольфганг Нидермарк из BDI, Европа рискует потерять производственные объёмы, если окно для своевременных поставок закроется.

Китайские нефтехимические и металлургические группы, а также независимые экспортёры подтверждают, что в апреле-мае в адрес Европы уже были оформлены отдельные разрешения, но их число явно не покрывает спрос. Американские корпорации — Tesla, Ford, Lockheed Martin — также выражали свои опасения перед инвесторами, подчёркивая, что задержки недопустимы.

Один из европейских чиновников рассказал анонимно, что возникшие проволочки создают неприемлемые риски для производителей, работающих в регионе. В то же время официальных подтверждений об одобрении лицензий на поставки в США пока нет, несмотря на достигнутые ранее договорённости об ослаблении торгового противостояния.

Компания Yantai Zhenghai из провинции Шаньдун подтвердила получение первой партии лицензий и уже возобновила приём заявок от клиентов; в числе получателей оказалась и Volkswagen. В концерне отметили, что несмотря на ограниченный объём разрешённых поставок, доступ к компонентам остаётся стабильным. Министерство торговли КНР пока не комментирует ситуацию.

Один из индийских топ-менеджеров автоконцерна Mahindra & Mahindra указал, что до сих пор неясен порядок оформления сертификата конечного использования для исключения военного применения металлов.

Илон Маск на встрече с инвесторами признал, что китайские власти требуют гарантировать, что их магниты не будут направлены на производство вооружений, и выразил уверенность в скором разрешении спорных вопросов.

Lockheed Martin, производитель истребителей F-35, прогнозирует краткосрочные сбои в авиационном производстве и готовится переориентировать логистические маршруты. Компания уверена, что резервов хватит на год, и рассчитывает на поддержку американских регуляторов для приоритетного обеспечения оборонных нужд.

По мнению экспертов Trivium China и Tidalwave Solutions, при сохранении 90-дневного торгового перемирия Китай сможет постепенно нарастить объёмы лицензирования. Тем не менее западные государства активизируют усилия по диверсификации поставок, чтобы снизить зависимость от одного источника.


Автор
Илья Лапин