На Ленинградской АЭС завершены испытания нового контейнера для ОЯТ: шаг к замкнутому ядерному циклу

На Ленинградской атомной электростанции успешно завершены испытания инновационного транспортно-упаковочного контейнера ТУК-137Т.Р, предназначенного для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с реакторов ВВЭР-1200 поколения "3+". Это событие стало важной вехой в реализации стратегии "Росатома" по переходу на сбалансированный ядерный топливный цикл. Испытания проводились в рамках капитального ремонта на шестом энергоблоке ЛАЭС, где новый контейнер был протестирован в "холодном" режиме — в его ячейки поочерёдно устанавливали макеты тепловыделяющих сборок, полностью соответствующих настоящим по массе и габаритам.

Специалисты выполнили полный цикл операций, необходимых для дальнейшего безопасного и эффективного обращения с ОЯТ, что подтвердило совместимость нового контейнера с существующей инфраструктурой станции. Как отметил главный инженер Ленинградской АЭС-2 Александр Беляев, данная разработка является унифицированным решением для всех российских АЭС с реакторами ВВЭР-1200 и представляет собой ключевой элемент в стратегии по многократному использованию ядерного топлива, направленной на сокращение объёмов радиоактивных отходов и уменьшение зависимости от добычи природного урана.

Заместитель главного инженера по безопасности и надёжности Павел Иванов добавил, что новая конструкция ТУК-137Т.Р отличается повышенной вместимостью и позволяет безопасно транспортировать тепловыделяющие сборки с увеличенными радиационными и тепловыми нагрузками. Это не только увеличит эффективность кампаний по удалению ОЯТ, но и позволит оптимизировать сроки выполнения ремонтных работ.

Важно отметить, что в отличие от ранее применявшихся моделей, контейнер нового поколения полностью независим от импортных комплектующих, что делает его устойчивым к внешним санкционным рискам. Следующим этапом станут аналогичные испытания на Белорусской АЭС. Полученные в ходе проверок данные будут использованы при выпуске серийных экземпляров ТУК-137Т.Р, предназначенных для вывоза отработавшего топлива с российских и белорусских атомных станций, начиная с 2027 года.