Китайские автопроизводители продолжают усиливать свои позиции на российском рынке. В апреле 2024 года доля китайских автомобилей на рынке новых машин составила рекордные 65%. Это значительное увеличение было достигнуто благодаря росту продаж, который позволил китайским маркам обойти российские бренды, такие как LADA, Solaris и Belgee, которые продали на 10 тысяч машин меньше. Средняя цена нового автомобиля в России превысила 3 миллиона рублей, что заставляет покупателей все чаще обращать внимание на вторичный рынок, спрос на который значительно возрос с тех пор, как кризисные явления начали сказываться на экономике.
Однако, несмотря на доминирование китайских автомобилей на рынке новых машин, вторичный рынок демонстрирует неожиданный тренд. Китайские автомобили, в отличие от своих европейских и японских аналогов, теряют в цене. Согласно последним данным, в период с января 2024 года по март 2025 года средняя стоимость подержанных китайских автомобилей снизилась на 7,5%. В то же время цены на европейские и японские марки продолжили расти, и особенно значительно подорожали немецкие автомобили. Так, например, цена Mercedes-Benz E-класса возросла с 4,18 до 4,78 миллиона рублей, а Volkswagen Tiguan подорожал с 2,10 до 2,52 миллиона рублей.
Эксперты объясняют эту тенденцию несколькими факторами. Во-первых, скидки на новые китайские модели значительно снижают стоимость подержанных автомобилей. Во-вторых, дефицит запчастей для некоторых китайских марок, ввезенных через параллельный импорт, также оказывает влияние на цену. Кроме того, большое количество новых китайских машин, доступных в автосалонах, делает покупку подержанных автомобилей менее привлекательной для потребителей. Согласно данным дилеров, машины возрастом 0-2 года теряют до 30% стоимости, а машины 3-5 лет могут снизиться в цене на 20%.
Прогнозы аналитиков указывают, что в будущем европейские и американские автомобили постепенно уйдут с рынка, превращаясь в редкие "коллекционные" экземпляры. В свою очередь, китайские бренды, активно развивая свои дилерские сети в России, продолжат увеличивать свое присутствие на рынке новых и подержанных автомобилей. Очевидно, что в ближайшие годы китайские машины будут становиться все более доступными для российского покупателя, что обусловлено не только улучшением качества, но и продолжением политической и экономической адаптации китайских производителей к российскому рынку.