В российских свидетельствах о регистрации транспортных средств (СТС) установлены различные категории, определяющие допустимые условия эксплуатации и требования к водителю. Одной из таких категорий является B/M2, которая вызывает вопросы, так как по логике не должна существовать. В данной статье мы подробно разберем происхождение категории B/M2 и последствия ее наличия в документах для владельцев.
Каждому автомобилю при выпуске присваивается категория, зависящая от его конструкции и предназначения. Например, категория водительских прав указывает, какими ТС может управлять конкретный водитель, а техническая категория автомобиля, такая как M1 или M2, определяет его классификацию и требования на уровне ГИБДД и техосмотра.
Категория B охватывает легковые автомобили, весом до 3,5 тонны, рассчитанные на перевозку до 8 пассажиров, включая водителя. Водитель, имея права категории B, может управлять различными легковыми и минивэнами, а также небольшими грузовиками.
Тем не менее, категория M классифицирует транспортные средства на пассажирские и грузовые. Конкретно, M1 относится к легковым автомобилям, вмещающим до 8 человек, тогда как M2 предназначен для транспортировки более 8 пассажиров, но при этом с ограничением по весу — до 5 тонн. Управление транспортными средствами M2 требует наличия водительских прав категории D, а также выполнения более строгих требований безопасности.
Интересная ситуация возникает с категорией B/M2. На практике этот код часто встречается, особенно после переоборудования малых автобусов в легковые автомобили с демонтацией лишних мест. Это стало возможным благодаря изменениям в нормативной базе, после обновления Техрегламента Таможенного союза в сентябре 2023 года. Согласно новым правилам, легковые автомобили могут классифицироваться как M1 при наличии не более восьми мест для сидения.
На практике это приводит к тому, что переоборудованные автобусные транспортные средства сохраняют свое обозначение M2 в документах, что позволяет их владельцам управлять ими с правами категории B, минуя многие обязательства, характерные для автомобилей M2, такие как обязательные лицензии, тахографы и предрейсовые медицинские осмотры. Таким образом, владельцы частных даже специализированных пассажирских транспортов могут избежать многих требований, связанных с безопасностью и эксплуатацией.
Если же владельцем является юридическое лицо, то требования становятся более строгими. Компании обязаны устанавливать тахографы на все транспортные средства M2 (за исключением автобусов, задействованных в регулярных перевозках) и получать лицензии на осуществление автобусных перевозок. Это значительно увеличивает затраты на эксплуатацию, в отличие от льгот, доступных частным владельцам.
Таким образом, категория B/M2, хоть и противоречит логике классификации, продолжает существовать, и ее использование отражает не только особенности законодательства, но и практические реалии управления транспортом в России. владельцы автомобилей данной категории должны учитывать, какие юридические и финансовые последствия могут возникнуть в зависимости от того, являются они физическими или юридическими лицами.