Ъ: россияне стали чаще жаловаться на блокировки счетов

После вступления в действие новых требований Центробанка по работе банковских антифрод-систем, клиенты стали гораздо чаще жаловаться на ужесточение ограничений на переводы, отмечает "Коммерсантъ". Согласно данным компании "Информзащита", повышение количества жалоб напрямую связано с новыми правилами: ответственность за проведение подозрительных операций теперь полностью ложится на банки.

Эксперты указывают, что в результате этих изменений банки всё чаще блокируют переводы, например, если операция совершается с устройства, которое раньше не использовалось клиентом.

В первом квартале 2025 года количество обращений по поводу подобных ограничений выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Похожий рост наблюдался и во втором полугодии 2024 года — тогда число жалоб исчислялось десятками тысяч.

Как поясняют в "Информзащите", люди сообщают о блокировках переводов даже в ситуациях, которые прежде не вызывали подозрений — например, при попытке отправить средства с нового устройства. Один из читателей издания рассказал, что столкнулся с блокировкой, когда попытался осуществить перевод с нового компьютера через веб-версию крупного банка. Представитель банка объяснил ему, что если у клиента зарегистрирован смартфон, но он использует другое устройство для перевода, такая операция автоматически будет считаться подозрительной.

Подобные жалобы регулярно появляются и на портале "Банки.ру". Один из пользователей рассказал, что у него блокируют почти каждый второй перевод — независимо от того, переводит ли он деньги себе на счет в другом банке или другому человеку. В банке ссылаются на защиту от мошенничества.

Есть ситуации, говорят аналитики, когда сотрудники на местах проявляют чрезмерную инициативу. Например, одна из заявительниц-пенсионерок столкнулась не просто с блокировкой перевода, а с полной блокировкой всех счетов и закрытием доступа к личному кабинету, рассказала координатор проекта "Народного фронта" "За права заемщиков" Евгения Лазарева.

Причины роста числа таких жалоб эксперты связывают с тем, что антифрод-системы банков становятся всё более строгими. Как пояснил руководитель группы исследования банковской безопасности компании Positive Technologies Сергей Белов, такие меры — это последствие новых инструкций Центробанка, вступивших в силу в июле 2024 года. Теперь, если банк не сумеет вовремя блокировать подозрительную операцию, он обязан будет возмещать клиенту финансовые потери из собственных средств.