Специалисты Центра коллективного пользования "Ускорительная масс-спектрометрия НГУ-ННЦ" впервые в России провели анализ содержания биогенного углерода в образцах устойчивого авиационного топлива (SAF).
Исследование выполнялось по запросу Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, где разрабатывается новое экологичное топливо для авиации.
Анализ был проведён с использованием метода ускорительной масс-спектрометрии (УМС). Он позволил точно определить долю биоуглерода в четырёх образцах керосина: двух эталонных — чистого биокеросина и топлива из ископаемого сырья, а также двух смешанных, содержащих указанные компоненты в разных пропорциях. Результаты подтвердили точность метода: в смесях зафиксированы 6% и 13% биогенного углерода — данные соответствуют расчётам.
По словам руководителя ЦКП УМС Екатерины Пархомчук, определение биоуглерода возможно за счёт измерения содержания изотопа углерода-14, характерного для биомассы. Методика позволяет выявлять даже крайне малые доли — до 0,01% от современного уровня в биосфере.
Одной из задач проекта был анализ высокосернистых нефтепродуктов. Для работы с ними новосибирские специалисты разработали графитизатор, пригодный для проб, потенциально опасных для стандартного оборудования. Устройство может быть применено в промышленности и обеспечивает конкурентоспособность разработки на международном уровне.
Исследование связано с технологией PCH-SAF — совместной переработкой нефти и биомассы (например, древесных отходов и лузги). Как отмечает профессор РГУНГ Михаил Ершов, технология позволяет использовать существующее оборудование НПЗ с минимальными изменениями.
Согласно требованиям ЕС, с 2025 года авиакомпании должны добавлять в топливо не менее 2% SAF, а к 2050 году этот показатель должен вырасти до 63%. Разработанный метод определения биоуглерода может использоваться при сертификации новых видов авиационного топлива. В дальнейшем планируется создание стандартной методики анализа для широкого применения.