Дилерские центры в России: падение китайских брендов и перспективы рынка в 2025 году

В России дилерские центры легковых автомобилей переживают непростые времена. На данный момент Екатеринбург, Тюмень и Челябинск занимают лидирующие позиции по количеству работающих автосалонов, однако, по мнению экспертов, ситуация на рынке в 2025 году будет ухудшаться. На фоне изменений в экономике и внутренней структуре авторынка прогнозы не слишком оптимистичны. Проблемы затронули не только дилеров, но и производителей, что приводит к сокращению объемов продаж и контрактов.

Как отмечает сооснователь аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, на начало апреля 2025 года в России было зарегистрировано 3082 дилерских центра, а количество заключенных контрактов с автобрендами составило 4516. Примечательно, что за последний год количество новых дилерских контрактов выросло на 20%, однако это не совсем отражает реальное положение дел. Основной рост показателей связан с переформатированием действующих автоцентров, а не с открытием новых. В частности, в Тюменской области было заключено 165 новых контрактов, а в Свердловской — 142. Эти регионы входят в число лидеров по числу автосалонов, но, по словам эксперта, впереди их ждут более сложные времена.

Сергей Целиков также прогнозирует, что в ближайшие месяцы количество контрактов и автосалонов начнёт сокращаться. Это связано с ухудшением ситуации на авторынке, а также с сокращением запасов автомобилей, произведённых в прошлом году. Проблемы усугубляются высокими кредитными ставками и повышением утилизационного сбора, что сразу сказалось на объёмах продаж. Так, по данным аналитиков, с января по апрель 2025 года было продано лишь 349 новых автомобилей, из которых более 80% составляют машины прошлых лет.

Особенно заметным оказался спад продаж китайских брендов, которые активно наращивали присутствие на российском рынке в 2023 году. После введения новых экономических мер, продажи автомобилей таких марок, как Haval, Chery и Geely, заметно снизились. Это привело к тому, что количество открытых китайских автосалонов в первом квартале 2025 года оказалось ниже, чем число закрытых. Кирилл Плетнёв, автоэксперт, предсказывает, что если текущая тенденция продолжится, в ближайшее время на российском рынке могут исчезнуть небольшие иностранные бренды, такие как SWM и Foton, поскольку они не смогут конкурировать в условиях экономического кризиса и высокого давления со стороны крупных игроков.

Ситуация на автомобильном рынке России подтверждает, что кризис затронул все аспекты бизнеса. Это не только сокращение количества новых автомобилей, но и реорганизация дилерской сети, которая сталкивается с растущими трудностями. В ближайшие месяцы рынок может пережить дополнительные потрясения, что приведёт к снижению числа работающих автосалонов и контрактов с производителями.