Политики с большой кавказской дороги

Полноценное развитие территорий Северного Кавказа невозможно без транзитных транспортных коммуникаций через Главный Кавказский хребет. Однако их отсутствие вызвано не столько экономическими, сколько политическиими причинами.

Как отмечает интернет-издание BigCaucasus.com, уже довольно долго говорится о необходимости строительства Военно-Сухумской дороги, которая обеспечит возможность для коммуникации регионов Северного Кавказа с Черноморским побережьем. Кроме того, по данным издания, незадействованными остаются железнодорожная и автомобильная магистрали вдоль берега Черного моря.

Военно-Сухумская дорога - историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Черкесск (Карачаево-Черкесия) и Сухуми (Абхазия). Проект строительства Военно-Сухумской дороги вызвал негативную реакцию с грузинской стороны. Член грузинского "правительства Абхазии в изгнании" Котэ Кучухидзе заявил, что это "еще одна попытка оккупации территорий Грузии со стороны России".

"Так или иначе, динамичное развитие транспортных коммуникаций упирается во взаимоотношения России и Грузии. Нормализация отношений только-только наступает, а поэтому трудно представить, что в ближайшее время на границе этих стран осуществятся какие-то крупные проекты", - считает автор недавнего доклада МГИМО о российско-грузинских отношениях Андрей Сушенцов.

"Этот вопрос уже много лет форсируют игроки разного уровня, хотя сейчас инфраструктурные проекты реализуются в основном в виде трубопроводов. Но развитие других транспортных коммуникаций, конечно, тормозится политикой", - заявляет в интервью BigCaucasus.com политолог Дмитрий Абзалов.

Впрочем, как отмечает интернет-издание, вопрос восстановления транзитных магистралей выходит за рамки дискурса российско-грузинских отношений или региональных конфликтов, поскольку в восстановлении дорог чрезвычайно заинтересована Армения, блокированная конфликтами уже много лет, а также Турция, заинтересованная в строительстве Черноморской кольцевой автострады.