Микрофинансовые организации увеличили прибыль в 2022 году

В 2022 году рынок микрофинансовых организаций (МФО) в России пережил неоднородную динамику, сообщает ЦБ в своем метариале. В первом полугодии рост неопределенности в отношении будущих доходов привел к сокращению выдач и замедлению темпов роста портфеля микрозаймов. Однако во втором полугодии показатели отрасли восстановились за счет реализации отложенного спроса и адаптации МФО к новым условиям.

Помимо этого, компании смогли компенсировать рост операционных издержек и увеличить показатели прибыли и рентабельности. Но, несмотря на это, регуляторные и законодательные ограничения, вступившие в силу в 2023 году, будут способствовать перестроению бизнес-моделей МФО и более тщательному отбору заемщиков.

Рост портфеля микрозаймов в 2022 году замедлился до 11% г/г, в структуре выдач выросла доля краткосрочных и среднесрочных займов с сопоставимыми уровнями ПСК и размерами займа. При этом доля сегмента POS сокращалась в условиях снижения офлайн-продаж потребительских товаров длительного пользования.

Доля онлайн-займов выросла за счет дистанционных каналов выдач займов PDL и IL. При этом небольшие объемы выдач займов онлайн наблюдались также и в сегментах POS и МСП. Средний размер займа физическим лицам уменьшился за год с 13,4 до 12,7 тыс. руб. за счет снижения выдач в сегменте POS. При этом в сегментах PDL и IL наблюдался небольшой рост среднего размера займа. Доля займов, предоставленных заемщикам с ПДН выше 80%, по сравнению с предыдущим годом выросла.

Выдачи займов в сегменте МСП выросли за счет как офлайн-сегмента, так и увеличения объемов онлайн-финансирования участников маркетплейсов. Однако уровень просроченной задолженности NPL90+ в портфелях МФО вырос во втором квартале и стабилизировался около 35%. Тем не менее, уровень просрочки по новым займам в течение года снижался благодаря ужесточению стандартов выдач микрозаймов.

Кроме того, ограничение ПСК на уровне 292%, вступившее в силу с 1 июля 2023 года, затронет около трети участников рынка и будет способствовать перестроению бизнес-моделей МФО.

Несмотря на снижение объема банковского финансирования МФО по итогам года, рост портфеля в основном обеспечивался ростом капитала компаний. Большие МФО продолжали размещать облигации, привлекая в качестве покупателей физических лиц, имеющих статус квалифицированного инвестора.

Анализ фиксированной во времени выборки МФО, работающих на рынке не менее двух лет, показал, по данным MoneyTimes, что за последний год выросла рентабельность наиболее крупных участников, а также компаний, выдающих преимущественно онлайн-займы. При этом наиболее рентабельной по итогам 2022 года оказалась бизнес-модель, сочетающая выдачу кратко- и среднесрочных займов.

В целом, эксперты отмечают, что рынок МФО продолжает активно развиваться, но с учетом новых регуляторных ограничений и повышенных требований к заемщикам, компании будут вынуждены перестраивать свои бизнес-модели и сосредотачиваться на более качественной работе с клиентами.