Как «Правда кофе» стала самой узнаваемой маркой кофе на вынос

Сейчас повсюду можно увидеть людей с узнаваемыми черными стаканчиками и такими же крышками. Уже к 2019 году сеть кофеен «Правда кофе» стала насчитывать более, чем 80 точек. Часть из них находится под управлением самой компании, другая часть - франшиза. Основатель «Правды кофе» Филипп Лейтес рассказал о том, как из довольно плохого бизнес-плана получился такой успешный бизнес.

Изначально Филипп хотел пойти по пути бармена. Заходя в разные заведения на Невском проспекте, он получил работу в «Шоколаднице». Там же он понял, что кофе гораздо интереснее алкоголя - алкогольные коктейли везде в общем-то одинаковы, а вот кофе получается совсем разным в зависимости от обжарки и проч. Нельзя сварить одинаково один и тот же сорт кофе в Москве или Санкт-Петербурге - он получится со своими нюансами.

Так Филипп «подсел» на кофе. В 2007 году курсов бариста еще не было, даже понятия как такового еще не существовало. Информацию пришлось искать самому - читать, смотреть курсы на YouTube. Переехав в Москву, Филипп получил работу в "Costa Coffee", которая еще только начинала свой бизнес-путь. Там он узнал о чемпионатах, которые проводятся среди бариста. Первым таким чемпионатом для Филиппа стал чемпионат по латте-арте - который он, по его собственным словам, провалил. Зато это дало большую мотивацию. Уже в 2011 году Филипп получил первое место на «Кофе и алкоголе», после которого отправился на мировой чемпионат.

В 2010 году Филипп вместе с друзьями решил открыть свое производство - обжарку "Coffee Workshop". Однако он еще не знал это дело, думал, что все пройдет гладко, и вот-вот он уже начнет считать деньги. Первый бизнес план был написан на одном листе А4, а инвесторами стали отец и его друг. Денег первое время это производство практически не приносило, но зато Филипп методом проб и ошибок научился сам обжаривать кофе. А вот где-то через год уже стали появляться первые постоянные клиенты.

Первая кофейня открылась в 2012 году на улице Правды. Позднее Филипп арендовал еще один киоск за 7 тысяч рублей и после небольшого ремонта стал продавать кофе за 50 рублей. Все больше людей стали узнавать о кофейне, покупателей становилось все больше. В конце концов в кофейню даже стали выстраиваться очереди. Тут пришла администрация и сказала, что 7 тысяч для аренды это все-таки мало, теперь она будет стоить 50.  Филипп согласился, но ему пришлось несколько увеличить средний чек - так появились стаканы среднего объема. За четыре года удалось открыть еще пять точек, но у всех них не было никакого названия. Филипп решил, что нужно придумать франшизный пакет, разработать название и стиль. Появилось название «Правда кофе»: ведь именно с улицы Правды все и началось.

За это время в «Правде кофе» ни разу не повышались цены. Филипп смеется, что 50 рублей выглядит все же красивее, чем 60, да и инвентаризацию проводить гораздо легче. Самое главное - это чтобы у человека за стойкой были хорошие руки. В 2015 году был создан первый тренинговый центр, где стали обучать персонал. Второе важное в компании - это чек-листы. Раз в две недели сотрудник должен проехать по всем кофейням и проверить их на качество, чистоту и внешний вид. Постепенно Филипп вводит систему поощрения - если точка удостоилась хороших оценок, то она будет освобождена от роялти. Тем более, что контролировать столько кофеен это очень сложно.