История российских ритейл-сетей: что изменилось за 20 лет

Чуть более 20 лет назад в России начали появляться первые крупные ритейл сети. Они почти сразу начали отнимать рынок у небольших магазинов, а также оттеснять ярмарки и рынки столь популярные в то время. Плюсами крупных супермаркетов стало не только отличное соотношения цены и качества товаров, которые они предоставили, но и гораздо более удобный формат покупок «все в одном месте».

Многие из сетей-первопроходцев, например, «Патэрсон» или «Седьмой континент» уже давно прекратили свое существование. Рынок меняется каждый год, только с 2016 по 2018 в России не стало 12-ти крупных торговых сетей. Но есть и те, кто пережил взлеты и падения, дойдя до наших дней. В 1999 году в Петербурге за один день открылись сразу четыре магазина сети «Пятерочка» (в настоящее время принадлежит группе компаний X5 Retail Group). За следующие несколько месяцев открылись еще 24 магазина сети, а потом «Пятерочку» признали самой быстрорастущей сетью России.

Сейчас у «Пятерочки» уже почти 14000 магазинов по всей России, а общий штат сети достигает 206 тысяч человек. Стоит отметить и тот факт, что все эти 20 лет «Пятерочка» регулярно подстраивалась под изменения, которые диктовал рынок и спрос. Улучшение качества обслуживание, увеличение ассортимента и повышение количества продуктов с небольшим сроком годности - далеко не все вызовы, с которым столкнулась сеть.

Финансовые показатели подтверждаются опросами покупателей, «Пятерочка» на данный момент является самой популярной сетью, а узнаваемость бренда достигает 100%.  Основной особенностью сети является проведение регулярных акций, которыми с радостью пользуются покупатели.

В планах у сети дальнейшее развитие сети, переоборудование магазинов, которое было запущено еще в 2013 году и ведется на регулярной основе. Среди технологических нововведений особо стоит отметить увеличение эффективности и ввод некоторых инноваций. Речь идет о кассах самостоятельного обслуживания, автоматизации всех ступеней бизнес-процессов. Также необходимо упомянуть и расширение ассортимента, внедрение системы «умных» ценников, которые будут отслеживать срок годности продуктов. Более того, в этом году «Пятерочка» поставила перед собой цель ввести в эксплуатацию электронную систему отслеживания потребления электроэнергии и отопления, которая позволит на 15-20% сократить расходы по этим статьям.