Конкуренция и соперничество. В чем различия?

В основе некоторых из самых потрясающих проявлений человеческих достижений лежит интенсивное соперничество. Из программных войн между высокопрофессиональными тяжеловесами Билла Гейтса и Стива Джобса, в изнурительных матчах между великими теннисистами Пете Сампрасом и Андре Агасси, к чреватым, язвительным отношениям между Эрнестом Хэмингуэем и Френсисом Скоттом Фицджеральдом, соперничество подталкивало невероятно высокие уровни достижений от отдельных лиц и организаций в разных отраслях.

Внесем ясность: соперничество и конкуренция, хотя и похожи, не являются синонимами. Разделение их тонких, но важных различий помогает объяснить, почему соперничество приводит к такому мощному мотиватору, говорит Гэвин Килдуфф, профессор Школы бизнеса Нью-Йоркского университета.

Конкуренция, как это определяет Килдуфф, - это любая ситуация, в которой цели или результаты вовлеченных участников противостоят друг другу, поэтому выигрыш для одного игрока по своей сути приходит к убытку для другого. Соперничество более личное; оно построено на отношениях.

Килдуфф много лет изучает эту тему, и его исследования показывают, что соперничество обычно развивается, когда конкуренты схожи (по возрасту, социально-демографическому статусу и т. д.). Они часто конкурируют друг с другом, а их навыки распределяются равномерно. Интуитивно, целесообразно, что стремление обойти кого-то, кто конкурирует на том же уровне или даже чуть выше, и с которым у долгий послужной список, увеличит как усилия, так и производительность; победа внезапно становится очень личной.

Действительно, проанализировав список участников соревнований, Килдуфф обнаружил, что конкуренты, бегущие в гонке с соперником, сократили свое время в среднем на пять секунд за километр.

Несомненно, соперничество - это инструмент, который можно использовать для увеличения достижений и повышения производительности. Но это очень обоюдоострый меч, обнаруживает Килдуфф; неконтролируемый, и в случае развития в неблагоприятных условиях, он может превратиться в искаженный мотиватор; внезапно успех измеряется исключительно тем, как мы проявляем себя по отношению к сопернику.

Исследование Килдуффа показало, что участники, которых просят подумать о личном сопернике перед выполнением задания, гораздо более склонны увеличивать фактическую производительность, чем участники, которых просто просят задуматься о конкуренте.

Когда вы идете голова к голове с соперником, мотивация может легко стать непривязанной к тому, что поставлено на карту, потому что «опережение этого противника несет психологическую ценность само по себе независимо от размера приза или вознаграждения», - говорит Килдуфф. И это может быть опасно: лазерная фокусировка на одном сопернике за счет большей картины оставляет нас уязвимыми для «других конкурентных угроз, которые могут возникать вновь».