Бизнес-этикет древнерусских предпринимателей

Торговля с Русью всегда казалась купцам из Европы и Азии выгодным делом. Помимо того, что на Руси было много уникальных товаров высокого качества, она служила и промежуточным пунктом между этими частями света. Русские купцы считались честными и исполнительными, заниматься торговлей с ними было дело легкое и выгодное. Купеческое сословие существовало сообразно определенным правилам, негласным законам и своего рода кодексу чести.

О торговле на Руси

Развитию торговли на Руси уделялось немало внимания, в том числе со стороны власти. В течение 16-18 веков постепенно формировались центры специализированной торговли. В Москве торговали ювелиры, скорняки, оружейники и ткачи. Астрахань и северные города славились рыбой. В Туле и Галиче продавали результат своего труда кузнецы. В Верхнем Поволжье можно было купить дерево.

Наиболее успешным купцам, достигавшим оборота в двадцать тысяч рублей, царь жаловал звание «гостя». Помимо того, что этот чин означал близость к правителю, «гость» также указывал на умение купца заниматься своим делом. Среди привилегий этого звания было освобождение от налогов и возможность встретиться с государем. Нередко «гости» назначались государственными советниками, осуществляли международную торговлю на высшем уровне, занимались сбором пошлин, поставками для войска и крупными строительными начинаниями. Имелись и более низкие купеческие звания. Следом за «гостями» шли гостиная сотня и суконная сотня, насчитывавшие в действительности в три-четыре раза больше представителей. Гостиная сотня занималась торговлей на востоке, а суконная - на западе. Зачисленные в сотни купцы платили меньше налогов, им позволялось самоуправление, нередко они назначались на важные должности. Следом за сотнями в купеческой иерархии шли ремесленники и владельцы лавок.

У русских купцов существовала развитая система кредитования и акционирования. Была развита и культура договора. Так, в подрядных записях указывались не только договаривающиеся стороны поименно, но и подробности требуемой к исполнению работы, а также неустойка и многие другие моменты. В общинах купцов имелось внутреннее страхование. В случае экстренных, «форс-мажорных» обстоятельств у одного из купцов или участников артели, другие помогали ему товарами. Кожевники Мурома имели правило: если у кого-то кожи портились, то каждый отдавал по одной, чтобы возместить ущерб.

«Кодекс чести»

Русские купцы и торговцы отличались честностью. Так, немецкий историк Адам Олеарий вспоминал, как однажды, во время путешествия по Волге, он заплатил за рыбу на пять копеек больше и был искренне удивлен, когда эти деньги ему вернули. В 1881 году была выпущена книга «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». В ней самым подробным образом было описано то, как купцы и торговцы должны вести себя с другими представителями своих профессий, а также с работниками и покупателями. Особое внимание уделялось исполнению данных обещаний. Сказанное слово следовало «помнить и свято исполнять». Хорошая репутация почиталась как важнейшее качество для купца, а чтобы ее заработать, следовало быть честным и добросовестным. Помимо этого, давались советы и о том, как организовывать дело. Требовалось не перепоручать другим того, что возможно сделать самому, и следить за работой сотрудников. Немаловажным считался и следующий совет для купца: никогда не скучать.