Промышленный интернет вещей в России

Являясь неотъемлемой частью индустрии 4.0, интернет вещей проникает во все сферы жизни человека. Распространение устройств, имеющих подключение к интернету, в мире в целом и в России в частности в последнее время подвергается серьезному анализу, так как стали очевидны не только преимущества, но и угрозы, сопряженные с этим процессом. Промышленный интернет вещей является важнейшей частью рассматриваемой концепции. Каковы же основные особенности применения индустриального интернета вещей в России? 

Согласно последней доступной статистике, в РФ насчитывается свыше 16 млн. устройств, оснащенных специальной технологией для взаимодействия с внешней средой или друг с другом. При этом на промышленные предприятия приходится около 60% российского интернета вещей.Данный факт свидетельствует о ведущей роли вторичного сектора в России на пути к цифровизации экономики. 

Цели применения индустриального интернета вещей в России, как и во всем мире, варьируются от мониторинга до автоматизации производства. Благодаря этому происходит снижение издержек и растет эффективность производства. Однако важно учесть, что в РФ в целом крайне низок процесс роботизации промышленности: плотность роботизации в нашей стране примерно в 70 раз ниже среднего показателя по миру. 

Известная консалтинговая компания Accenture поставила Россию только на двадцатое место в списке стран, которые обладают факторами, благоприятствующими развитию промышленного интернета вещей. Постараемся сфокусироваться на проблемах, тормозящих «взрыв» промышленного интернета вещей среди представителей бизнеса.

Немаловажным фактором является отсутствие интереса к инновационной деятельности в целом. Уровень инновационной активности в РФ составляет 10.1%, в то время как в Германии, например, этот показатель равен 66.9%. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть важность государственно-частного партнерства, благодаря которому предприятия могли бы получить дополнительный стимул к внедрению инновационных решений не только благодаря информационной кампании, но и благодаря дополнительным финансовым средствам. 

На бытовом уровне интернет вещей в России также развивается медленнее, чем, например, в США. Об этом ярко свидетельствует степень распространенности смартфонов: в РФ число их пользователей составляет около 76 млн. пользователей, в то время как в США - 220 млн. И здесь, вероятнее всего , проблема снова заключается не только в консервативности общества по отношению к инновациям, но еще и в уровне платежеспособности населения. 

Безусловно, государство должно стимулировать инновационную деятельность и, в частности, развитии интернета вещей, так как в современном мире конкурентоспособность страны на мировой арене в экономическом отношении определяется именно этим фактором, который со временем будет приобретать все большую значимость.