Как правильно составить бизнес-план

Рано или поздно каждый из нас задумывается о создании своего собственного дела. И первый вопрос, которым мы задаемся, всегда звучит одинаково: с чего же начать?

Правильно будет начать с построения бизнес-плана. Он должен содержать стратегию, цели, задачи, риски и прибыль.

Любой бизнес или проект начинается с бизнес-идеи. Правда, как правило, она не несет большой ценности, так как многие из нас рождают десятки идей каждый день. 90% из них остаются неосуществленными по разным причинам. Это и отсутствие средств, и нехватка времени, и не знание с чего же начать. В таких случаях, лишь 10% людей записываются на тренинги в области бизнес-планирования. Остальные забывают о своих идеях. Есть и такие, кто сам пытается вникнуть в суть, докопаться до всего самостоятельно.

У бизнес-планирования должна быть четкая цель, только в этом случае можно рассчитывать на то, что проект выстрелит. Успех будет зависеть от трех ключевых факторов: осознания вашего уровня на текущий момент времени, четкое представление конечной цели, где вы (и ваша компания) планируете оказаться, четкое понимание последовательности шагов, чтобы перейти из первого во второе.

Само составление бизнес-плана начинается с предварительного анализа текущей ситуации в каком-то сегменте, для этого нужно собрать воедино всю информацию, которой вы владеете, а если ее не достает, то заполнить эти пробелы, воспользовавшись другими источниками или обратившись к специалистам в этой области.

Затем начинается собственно творчество. Перед составлением бизнес-плана необходимо вооружиться ручкой и несколькими листами бумаги. Практика показывает, что такой вариант является самым удобным, ибо придется много записывать информации, исправлять ее, вычеркивать лишнее.

Так сказать черновой вариант будущего благосостояния. Для того, чтобы понять структуру бизнес-плана вам необходимо определиться с его разделами. Вот вариант, который является классическим для большинства бизнес-планов: вводная часть (резюме), описание товаров и услуг, анализ рынка и маркетинговая стратегия, производственный план, организационный план, финансовый план (бюджет), ожидаемые результаты и перспективы.

Помимо этого, нужно самым внимательным образом оценить ресурсы будущего проекта (денежные, интеллектуальные, временные, кадровые и так далее). От этого зависит долгосрочность вашего проекта.

Еще немаловажным фактором будет анализ способов продвижения ваших товаров или услуг и действующих конкурентов на рынке. Составьте маркетинговый план, где укажите задачи, цели маркетинговой политики и методы их решения и достижения.

Составив предварительный бизнес-план на бумаге, переходите к его реализации. У вас было достаточно времени для того, чтобы все взвесить, обнаружить сильные и слабые стороны проекта, найти пути решения.

Теперь пора действовать. Всегда помните о том, что финансы играют в любом проекте на главную (хоть и ключевую) роль. На первый план выходит ваше желание, настырность для достижения результата, умение грамотно использовать полученные знания и жизненный опыт. И тогда все у вас получится!