Кира Чапковская Опубликована 17.08.2019 в 10:41

Уроки поведенческой экономики

Уроки поведенческой экономики
Принятие решений определяет качество нашей жизни. И в современной поведенческой экономике предусмотрено множество скрытых мотивов, которые подталкивают нас к тем или иным действиям.
Шахрам Хешмат, специалист по экономике и менеджменту, автор книги «Перспективы поведенческой экономики» - о наиболее часто встречающихся элементах, способных влиять на наш выбор.

Социальные и рыночные нормы

Мы живем, по сути, в двух мирах: один характеризуется социальными нормами, другой - рыночными. И люди по-разному реагируют даже на одну и ту же ситуацию с точки зрения «двух миров». Возьмем пример: вам звонит друг и просит помочь с переездом. Вы можете неохотно, но согласиться - ведь он же ваш друг. А если бы он позвонил вам и сказал, что даст 600 рублей, если вы поможете? Скорее всего, вы бы подумали что-то вроде «Это не стоит моих усилий».

Проникновение рыночных отношений в социальные часто портит нашу жизнь, так что старайтесь не смешивать «два мира». Когда эмоции и цены сталкиваются, ситуация кажется неловкой - так ваша девушка может смутиться, случайно увидев, какой вы оплатили счет в ресторане.

Важность справедливости

Рассмотрим эксперимент: в игре у двух игроков есть шанс выиграть определенную сумму денег. Суть игры: есть, скажем, 6000 рублей, и один из игроков должен предложить другому какую-либо часть этих денег, но только один раз. Если второй игрок отказывается - обе стороны не получают ничего.

Логично, что первому игроку выгодно предложить второму минимальную сумму - например, 100 рублей. И по идее, второй игрок должен согласиться, ведь лучше получить хоть что-то, чем не получить ничего. Однако на практике первый игрок часто предлагает около 50% суммы, потому что понимает - чувство справедливости может перевесить жажду наживы, и второй игрок откажется от минимальной суммы.

Деньги - еще не все

Сегодня деньги - уже не главный стимул для людей. Такие радости жизни, как отдых с семьей, общение с друзьями, увлечения и хобби сегодня для многих важнее карьеры или «хлебного» места. И один из лучших мотиваторов современного человека - делать то, что нравится, развиваться в любимом деле, даже если оно не настолько выгодно, как другие. Оскар Уайльд как-то сказал: «Циник - это, человек, который всему знает цену и ничто не в состоянии оценить».

Закон убывающей чувствительности

Чем больше мы потребляем каких-то товаров или услуг, тем меньше в какой-то момент начинаем получать удовольствия от них. Поэтому мы не пьем по 10 чашек кофе по утрам, не съедаем сразу всю шоколадку и не слушаем любимую песню круглые сутки неделями. Мы хитрее - намеренное сокращение потребления позволяет растянуть удовольствие, что не слишком выгодно производителям, столь оттого любящим разные уловки вроде пачек «3 товара + четвертый в подарок».

Читайте также: ООН разработала правила успеха в жизни для лентяев

Фото: guu.ru

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Разговоры о финансах повышают уровень финансовой грамотности детей на 25-30% сегодня в 18:58
Финансовая магия без формул: разговоры с друзьями стали основой нового метода планирования

"Громкий" бюджет делает экономию публичной и превращает социальное давление из врага в союзника, помогая сохранять дисциплину и менять отношение к деньгам.

Читать полностью »
При выборе подарка нужно опираться на собственное финансовое положение сегодня в 16:51
Праздничная арифметика без права на ошибку: как не обидеть подарком и не остаться с пустым кошельком

Как выбрать сумму подарка и не попасть в ловушку ожиданий: где заканчивается традиция, начинается разум и почему конверт не измеряет близость.

Читать полностью »
Более половины россиян регулярно откладывают средства — опрос ВЦИОМ сегодня в 14:43
Безнал, сбережения и страх кредитов: совпадают ли ваши финансовые привычки с остальными россиянами

Аналитика финансовых привычек россиян показывает, как изменилась психология денег: от бумажных купюр до цифровых расчётов и осознанного отношения к труду.

Читать полностью »
Более 40% клиентов онлайн-сервисов платили за ненужную подписку — данные Statista сегодня в 12:24
Праздничные распродажи без пощады: как маркетологи программируют нас тратить до последней копейки

Магазины и онлайн-сервисы используют десятки невидимых приёмов, чтобы заставить нас тратить больше. Разбираем, как устроены эти ловушки и как им сопротивляться.

Читать полностью »
Аффирмации могут быть инструментом самоподдержки в сочетании с действиями сегодня в 10:16
Родовое проклятие — удобная отговорка: почему предки не виноваты в ваших финансовых трудностях

Почему вера в денежные потоки и родовые проклятия мешает зарабатывать, а реальная сила человека — в осознанных действиях, а не в эзотерических практиках.

Читать полностью »
Финансовая подушка усыхает без регулярных пополнений из-за растущей инфляции сегодня в 8:32
Подушка, которая удерживает в шторм: сколько откладывать, чтобы выжить в любой экономической буре

Финансовая подушка — не роскошь, а инструмент выживания: от расходов и рисков до инфляции и психологии контроля, всё решают расчёт и дисциплина.

Читать полностью »
Красная икра подорожала в РФ на треть всего за год — исследовании Контур.Маркета сегодня в 6:41
Новый год подорожал: почему цены на красную икру взлетели, хотя добыча лосося в этом сезоне была высокой

За год красная икра подорожала на треть, несмотря на хороший улов. Что стоит за ростом цен — инфляция, издержки или поведение покупателей.

Читать полностью »
При стагнации доходов растут расходы на развлечения — The Wall Street Journal сегодня в 6:10
Радость в кредит: фанфляция превращает желание повеселиться в финансовую ловушку нового века

Почему даже при росте цен люди продолжают тратить на развлечения, как эмоции управляют кошельком и где проходит грань между радостью и финансовым срывом.

Читать полностью »