Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 15.08.2018 : 66,7535
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 15.08.2018 : 76,2325

Регулирование

http://img.moneytimes.ru/image/article/9/7/1/1971.jpeg

Документ о раскрытии франшизы (FDD): читаем между строк

Франчайзинг - это удивительный мир, мир, скрытый внутри другого мира, более масштабного. Франчайзинг - это сфера внутри огромного механизма, под названием бизнес. Но как и в любой другой отрасли бизнеса, во франчайзинге нужно разобраться, чтобы не остаться у разбитого корыта. Франчайзинг обладает целым рядом особенностей и тонкостей, которые лучше досконально изучить, прежде чем испробовать это на себе.

Но лучше всего начать с основных принципов того, как нужно читать и понимать основной документ этой сложной отрасли, такой как FDD, или же документ о раскрытии франшизы.

Нет никакого смысла ходить вокруг да около: да, франчайзинг был, и в какой-то мере всё ещё может быть, теневым делом.

Важно отметить, что, хотя в структуре франчайзинга нет ничего отрицательного, историческая нехватка регулирования позволяла недобросовестным людям увековечивать мошенничество под предлогом того, что они управляют франшизой.

К счастью, лихие годы прошли и теперь имеется закон, который потенциально может регулировать отношения между обеими сторонами, но всё же, не стоит слепо доверять всему, что вам говорят, и лучше несколько раз проконсультироваться с юристами. Закон, о котором идёт речь - это ст. 54 ГК «О коммерческой концессии». Данный документ регламентирует условия передачи прав от «изобретателя» бизнес-концепции (франчайзера) к покупателю (франчайзи).

Основным критерием того, что вы не попадётесь на удочку к мошенникам, является заключение FDD, но даже к нему стоит отнестись со всей осторожностью и внимательностью.

Помните, что цель FDD - предоставить покупателям достоверную информацию, которая может быть использована для принятия решения.

FDD должны предоставляться кандидатам не менее чем за две недели до того, как сделка может быть завершена, и его необходимо обновлять ежегодно или всякий раз, когда в бизнесе происходят существенные изменения.

Важно помнить, что FDD существует по двум причинам: защитить вас как кандидата, и защитить франчайзера от обвинений в попытке ввести в заблуждение.

Если FDD составлен с целью обмана, то после прочтения вы обнаружите, что язык и информация, представленная в документе, как правило, являются довольно общими и полны юридических неточностей.

Обычно в FDD есть 23 отдельных раздела или «элемента», каждый из которых служит для ответа на конкретный вопрос. В этой главе мы сгруппировали некоторые из наиболее важных ключевых вопросов, на которые они отвечают. Имейте в виду, что вопросы не отражают последовательный порядок FDD.

Какова история франчайзера?

Первый ключевой вопрос, который отвечает FDD: «Какова история франчайзера?» В следующих разделах подробно описывается конкретная история франчайзера и раскрываются любые банкротства или судебные процессы, которые происходили за последние десять лет.

В этих разделах вам нужно следить за любыми тревожными звоночками, включая ограниченный опыт работы, завышенные резюме и, конечно же, произошедшие судебные разбирательства.

Пункт 1 - описывает историю франчайзера, включая любые материнские компании, предшественников или аффилированные лица.

Пункт 2 - Предоставляет информацию об опыте основателя и управленческой команды, а также историю операций самого бизнеса.

Пункт 3 - охватывает любые судебные процессы, как текущие, так и прошлые, начиная за десять лет.

Пункт 4 - раскрывает любые банкротства либо со стороны франчайзера, либо его учредителя.

Пункт 20 - Подробности всех существующих торговых точек и информации о франшизе.

Сколько стоит эта франшиза?

Большинство потенциальных кандидатов на франшизу заботятся только о двух вещах: сколько это стоит и сколько денег я могу на этом сделать?

Следующие разделы освещают первый из этих вопросов, обсуждая общие инвестиции, необходимые для того, чтобы стать франчайзи. Здесь также должны быть описаны ставки роялти, платы за продление и любые другие расходы, которые могут возникнуть в течение срока действия франшизы.

Пункт 5 - Детали о первоначальных сборах, связанные с тем, чтобы стать франчайзи, включая сам сбор за франшизу, комиссионные с несколькими единицами и необходимые материалы.

Пункт 6 - содержит другие текущие сборы, такие как роялти, плата за обучение (если применимо), плата за технологические услуги, маркетинговые сборы, пошлины за продление и любую другую плату, требуемую франчайзером.

Пункт 7 - охватывает общие первоначальные инвестиции, необходимые для объединения первоначальных сборов, описанных в п. 5, с оценками расходов на строительство / аренду помещения, мебель, светильники, оборудование, вывески, компьютерные системы, депозитами за аренду, страховыми депозитами, профессиональными сборами, затратами на открытие и т.д. Он призван дать вам полную оценку общей стоимости открытия франшизы.

Какую поддержку я получу в качестве франчайзи?

Прежде всего, люди покупают франшизы, потому что хотят использовать узнаваемость бренда и поддержку франчайзера в своём бизнесе.

Эта поддержка и осознание ценны, и в конечном итоге оба этих критерия и служит основой для текущих платежей по роялти. Основная часть FDD относится к деталям в отношении этой поддержки и дает полный обзор того, что вы получаете, когда станете франчайзи.

Пункт 8 - Обсуждает источники поставок и текущие оперативные пункты. Это особенно важно, если вы придерживаетесь концепции, основанной на пищевых продуктах.

Пункт 11 - Подробности обучения, операций и текущей помощи, которую вы получаете в качестве франчайзи.

Пункт 12 - описывает, как франчайзер определяет территорию и меры защиты, предоставляемые франчайзи.

Пункт 14 - содержит сведения об авторских правах и интеллектуальной собственности предприятия.

Пункт 17 - Исследует вопросы возобновления вашей франшизы, основания для прекращения, варианты передачи и разрешение споров.

Каковы мои обязательства как франчайзи?

Быть частью системы франшизы означает играть по правилам. В конце концов, бренд настолько же силен, как и его самый слабый представитель. В следующих разделах подробно рассказывается о том, что вы можете и чего не можете сделать в качестве франчайзи.

Пункт 8 - Ограничивает ограничения на поставку продуктов и материалов.

Пункт 9 - Обсуждает ваши конкретные обязательства как франчайзи.

Пункт 15 - Подробности относительно вашего постоянного участия в бизнесе, в частности, изложение того, где вам нужно лично участвовать.

Каковы экономические ожидания для бизнеса?

Наконец, мы переходим к большому вопросу и самому важному разделу FDD: Пункт 19.

Пункт 19 - Этот раздел служит единственным источником финансовой информации об эффективности системы франчайзинга.

Помните, что пункт 19, в общем, не требуется, но если он не включен в FDD, это означает, что франчайзер не может предоставлять информацию о доходах. Для каждой отдельно взятой франшизы 19 пункт будет отличаться и может обеспечить любую степень детализации, которую франчайзер посчитает нужным.

Помимо этих разделов, FDD может также включать другую информацию, включая, но не ограничиваясь аудированной финансовой отчетностью франчайзера, контактную информацию для существующих франчайзи и другие примечания.

Итак, всем, кто хочет купить франшизу, эксперты рекомендуют потратить на изучение FDD значительное время. Делать это можно либо самостоятельно, либо с помощью консультанта или адвоката, что лучше всего. Помните, дьявол таится в деталях, но вы должны приложить усилия, чтобы обнаружить потенциальные подводные камни.

Еще по теме:

Сравним франшизу и свой бизнес: Что выгоднее?

Методы оценки успешности бизнеса по франшизе

Франшиза - пилюля от застоя производства?

Как создавался Макдональдс

Бизнес-идея: магазин по продаже автомобильных аксессуаров

Тяготы "легкого" ресторанного бизнеса

Image

Бизнес-идея: дропшиппинг

«Дропшиппинг» в переводе с английского означает «прямая поставка». Схема этого бизнеса такова: вы находите компанию с интересным товаром, готовую работать по схеме дропшиппинга, разумеется.

Image

Бизнес-идея: производство очков

Бизнес по производству очков легок и прибылен - ведь если бы это было не так, начинающие предприниматели просто не стали бы рисковать своим капиталом, начиная трудное и малоприбыльное дело.