Сергей Королев Опубликована 04.06.2018 в 22:10

Клиент всегда прав: покупатель может не сдавать вещи в ячейку магазина

Совершая покупки в крупных супермаркетах, мы часто сталкиваемся с тем, что нас обязывают сдавать свои личные вещи в специальные ячейки. Из-за этого разгораются скандалы между охраной магазина и покупателями, по причине нежелания последних доверять свои вещи магазину.

Удивительно, но многие охранники открыто заявляют, что супермаркет не несет никакой ответственности за сохранность личных вещей своих клиентов, которые они оставляют в ячейках. В то же время нередко встречаются случаи, когда охрана торговой точки категорически не хочет пускать человека в зал с сумками и рюкзаками.

Сотрудники магазинов обычно показывают на табличку, которая висит на самом видно месте. Текст виден хорошо и четко. "Администрация за сохранность вещей ответственности не несет". В итоге — разговор на повышенных тонах и испорченное настроение.

Обязан ли покупатель сдавать свои личные вещи? Кто обеспечит их сохранность? Кто будет нести ответственность в случае вскрытия ячеек и похищения вещей?

Давайте за разъяснением обратимся к нормативным документам.

Покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России регламентирует свободу договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать.

Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Гражданского Кодекса РФ. На этот раз речь идет о публичности договора (ст. 426). Согласно статье, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора никаких помех не создает.

Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет ответственность за вещи, оставленные в железной ячейке.

Согласно статей 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ: "По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей".

Если вы все же поддались на уговоры или требования охраны магазина, поместив собственные вещи в ячейку, а вернувшись из торгового зала обнаружили пропажу вещей или вовсе исчезнувшую сумку, то немедленно вызывайте полицию. По приезду сотрудников полиции, должны произвести следственные действия и возбудить уголовное дело. Вора могут и не найти, но в судебном процессе материалы уголовного дела сыграют важнейшую роль.

Что делать, если украли вещи из камеры хранения? Главное правило — сохраните ключ с номером ячейки. Это единственное подтверждение факта сдачи вещи на хранение и, согласно п. 2 ст. 887 ГК РФ, приравнивается к заключенному договору. Если вы отдадите его сотрудникам магазина, доказать факт передачи имущества будет невозможно. Зафиксируйте, какие вещи были оставлены.

Для этого письменно потребуйте предоставить видеозапись с камер наблюдения. Чтобы доказать, какие предметы были в сумке, подойдут показания свидетелей и любой другой фактаж. На основании этого сделайте калькуляцию похищенного. Для этого подойдут сохранившиеся чеки, а при их отсутствии — ваша личная оценка. Напишите претензию на имя администрации торговой точки. Документ отправьте заказным письмом с описью вложения. Адрес вы найдете в "Уголке покупателя".

Подайте иск в суд, если администрация магазина откажется возместить ущерб добровольно. Как показывает судебная практика, требования истцов удовлетворяются в полном объеме.

Несет ли ответственность магазин за вещи в камере хранения?

Несмотря на заявления о том, что администрация не несет ответственности за сданные на хранение личные вещи, это не так. Такая ответственность существует, согласно ст. 426 и 924 ГК РФ.

Согласно ст. 901 ГК РФ, заведение обязано возместить стоимость пропавшего имущества. Согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ, покупатель не обязан доказывать, что в хищении виноват магазин.

Чтобы отстоять законные права, их надо знать. И помнить известное правило, состоящее всего из двух пунктов: Клиент всегда прав. Если клиент не прав, смотри пункт первый.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Честное объяснение причин экономии уменьшает лишние траты вчера в 22:19
Деньги любят шум: неожиданный способ заставить бюджет работать, о котором молчат финансовые гуру

Откройте для себя принцип "громкого" бюджета, который помогает не только откладывать деньги, но и изменить отношение к расходам.

Читать полностью »
Негативные эмоции провоцируют на импульсивные траты вчера в 20:12
Жадность маскируется под успех: желание быстро разбогатеть становится главной причиной финансовых провалов

Даже самые логичные финансовые решения часто диктуются эмоциями. Почему страх, жадность и тревога так влияют на кошелёк — и как вернуть контроль.

Читать полностью »
Работа из дома может выйти дороже офиса вчера в 18:05
Финансовый миф удалёнки: почему обещанная экономия тает, превращаясь в расходы на доставку и шопинг

Удалёнка кажется способом сэкономить, но на деле расходы лишь меняют форму: растут траты на дом, еду, комфорт и эмоции.

Читать полностью »
Частые и импульсивные заказы говорят о зависимости от маркетплейсов вчера в 16:01
Ваша тревога прячется в корзине покупок: этот психологический механизм превращает онлайн-покупки в зависимость

Онлайн-шопинг перестал быть удовольствием и стал привычкой? Как распознать зависимость от маркетплейсов и вернуть контроль над своими покупками.

Читать полностью »
Траты всегда должны быть меньше дохода — эксперт по финансам Карпычева вчера в 15:05
Новый год проверяет кошелек на прочность: как тратить так, чтобы потом не жалеть

Финансовый советник Анна Карпычева рассказала MoneyTimes, когда перерасход бюджета на новогодние праздники может быть оправдан.

Читать полностью »
Расходы после отпуска могут разхорить бюджет вчера в 14:55
Послеотпускной финансовый обвал: как избежать его с помощью одного счёта, о котором все забывают

Как составить отпускной бюджет, чтобы хватило и на отдых, и на жизнь после него? Простые советы, которые помогут сохранить финансовый баланс без лишних ограничений.

Читать полностью »
Центральный банк России показал обновлённую купюру 1000 рублей вчера в 14:35
ЦБ России выпустил обновлённую банкноту 1000 рублей с историей и современными технологиями

ЦБ представил обновлённую банкноту 1000 рублей с Никольской башней Нижнего Новгорода, мостом в Саратове и судном «Метеор», сочетая историю и технику.

Читать полностью »
Пробелы в трудовом стаже больше 3 месяцев настораживают работодателей — HR-эксперт Никольская вчера в 14:18
Кадровики сразу это замечают: какие пробелы в трудовой книжке портят впечатление

Эксперт по подбору персонала Виктория Никольская рассказала MoneyTimes, как объяснить на собеседовании пробелы в трудовой книжке.

Читать полностью »