Сергей Королев Опубликована 04.06.2018 в 22:10

Клиент всегда прав: покупатель может не сдавать вещи в ячейку магазина

Совершая покупки в крупных супермаркетах, мы часто сталкиваемся с тем, что нас обязывают сдавать свои личные вещи в специальные ячейки. Из-за этого разгораются скандалы между охраной магазина и покупателями, по причине нежелания последних доверять свои вещи магазину.

Удивительно, но многие охранники открыто заявляют, что супермаркет не несет никакой ответственности за сохранность личных вещей своих клиентов, которые они оставляют в ячейках. В то же время нередко встречаются случаи, когда охрана торговой точки категорически не хочет пускать человека в зал с сумками и рюкзаками.

Сотрудники магазинов обычно показывают на табличку, которая висит на самом видно месте. Текст виден хорошо и четко. "Администрация за сохранность вещей ответственности не несет". В итоге — разговор на повышенных тонах и испорченное настроение.

Обязан ли покупатель сдавать свои личные вещи? Кто обеспечит их сохранность? Кто будет нести ответственность в случае вскрытия ячеек и похищения вещей?

Давайте за разъяснением обратимся к нормативным документам.

Покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России регламентирует свободу договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать.

Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Гражданского Кодекса РФ. На этот раз речь идет о публичности договора (ст. 426). Согласно статье, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора никаких помех не создает.

Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет ответственность за вещи, оставленные в железной ячейке.

Согласно статей 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ: "По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.

Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей".

Если вы все же поддались на уговоры или требования охраны магазина, поместив собственные вещи в ячейку, а вернувшись из торгового зала обнаружили пропажу вещей или вовсе исчезнувшую сумку, то немедленно вызывайте полицию. По приезду сотрудников полиции, должны произвести следственные действия и возбудить уголовное дело. Вора могут и не найти, но в судебном процессе материалы уголовного дела сыграют важнейшую роль.

Что делать, если украли вещи из камеры хранения? Главное правило — сохраните ключ с номером ячейки. Это единственное подтверждение факта сдачи вещи на хранение и, согласно п. 2 ст. 887 ГК РФ, приравнивается к заключенному договору. Если вы отдадите его сотрудникам магазина, доказать факт передачи имущества будет невозможно. Зафиксируйте, какие вещи были оставлены.

Для этого письменно потребуйте предоставить видеозапись с камер наблюдения. Чтобы доказать, какие предметы были в сумке, подойдут показания свидетелей и любой другой фактаж. На основании этого сделайте калькуляцию похищенного. Для этого подойдут сохранившиеся чеки, а при их отсутствии — ваша личная оценка. Напишите претензию на имя администрации торговой точки. Документ отправьте заказным письмом с описью вложения. Адрес вы найдете в "Уголке покупателя".

Подайте иск в суд, если администрация магазина откажется возместить ущерб добровольно. Как показывает судебная практика, требования истцов удовлетворяются в полном объеме.

Несет ли ответственность магазин за вещи в камере хранения?

Несмотря на заявления о том, что администрация не несет ответственности за сданные на хранение личные вещи, это не так. Такая ответственность существует, согласно ст. 426 и 924 ГК РФ.

Согласно ст. 901 ГК РФ, заведение обязано возместить стоимость пропавшего имущества. Согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ, покупатель не обязан доказывать, что в хищении виноват магазин.

Чтобы отстоять законные права, их надо знать. И помнить известное правило, состоящее всего из двух пунктов: Клиент всегда прав. Если клиент не прав, смотри пункт первый.

Подписывайтесь на Moneytimes.Ru

Читайте также

Dogecoin — вирусный социальный и финансовый феномен — Grayscale сегодня в 0:11
Dogecoin больше не шутка: Grayscale запустила первый фонд на базе мем‑токена — но инвесторы зевают

Grayscale вывела на биржу первый в мире фонд на Dogecoin. Зачем институционалам мем-токен, и почему рынок встретил эксперимент без восторга.

Читать полностью »
В канун нового года активизируются мошенники вчера в 22:47
Волшебство за ваши деньги: 7 способов, которыми мошенники обводят вас вокруг пальца перед праздниками

Перед новогодними праздниками растёт число мошеннических схем — от фальшивых Дедов Морозов до поддельных сайтов. Как не потерять деньги и доверие.

Читать полностью »
Бестолковые подарки на Новый год бьют по бюджету вчера в 20:34
Тайные ловушки праздничного шопинга: что скрывает сверкающая витрина и как сохранить деньги в кошельке

Восемь привычных новогодних покупок превращают праздник в экономическую ловушку. Что из этого действительно стоит оставить в прошлом и почему.

Читать полностью »
Праздничные акции пытаются убедить людей потратить больше денег вчера в 18:20
Витрины перед Новым годом гипнотизируют: как не потерять тысячи рублей за пять минут в магазине

Как магазины программируют новогоднее настроение и превращают эмоции в перерасход — шесть схем, работающих на уровне подсознания, и способы им противостоять.

Читать полностью »
Смена обстановки может избавить от покупок лишних вещей вчера в 16:09
Тайный механизм импульсивных покупок: что происходит в голове в момент беру просто посмотреть

Почему мозг заставляет покупать ненужные вещи и как вернуть контроль над желаниями без крайностей аскетизма и самоугрызений.

Читать полностью »
Эмоциональные траты серьезно бьют по бюджету — эксперт по финансам Хуруджи вчера в 16:05
Эмоции бьют по кошельку сильнее инфляции: как отказаться от ненужных покупок

Эксперт по финансам Анна Хуруджи рассказала MoneyTimes, как избежать эмоциональных покупок.

Читать полностью »
Мера в еде сэкономит бюджет на новогодних праздниках вчера в 14:33
Новый год без разорения: эти 7 неочевидных правил сохранят ваш бюджет в праздники — проверьте себя

Как сохранить деньги на новогодних каникулах, не превращая праздник в аскезу, и почему планирование бюджета важнее скидок и подарков.

Читать полностью »
Стоимость патента для таксистов вырастет до 9000 рублей — Мосгордума вчера в 13:56
Стоимость патента для таксистов в Москве резко меняют — водителей ждёт сюрприз

В Москве готовят повышение стоимости патента для таксистов. Решение уже поддержали депутаты, а власти объяснили, почему тариф придётся пересмотреть.

Читать полностью »